РЕФЛЕКСИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ ФОРМИРОВАНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Авторы

  • K.K. Shalgynbaeva
  • К.О. Казиев

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2021.62.3.004%20

Ключевые слова:

рефлексия, педагогическая рефлексия, профессиональная рефлексия, личностная рефлексия, интеллектуальная рефлексия, коммуникативная рефлексия, кооперативная рефлексия, экзистенциальная рефлексия, культурная рефлексия, регулирующая рефлексия, ситуативная рефлексия, ретроспективная рефлексия, перспективная рефлексия, самопознание, самоотчет

Аннотация

Современное научное понятие о феномене рефлексии содержит в себе характеристики многообразных ее проявлений. Рефлексия (англ. Reflection) – мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя, собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, особенностей, характера, отношений к себе и другим и т.д. По мнению исследователей, значимость развития профессиональной рефлексии будущих педагогов-психологов для эффективного становления в педагогической профессии очень велика. Осознанное отношение человека к своей деятельности и к себе, формируется посредством рефлексии, так как именно рефлексия способствует идентификации своего отношения к постигаемой действительности. Из этого следует, что рефлексия определяется как процесс и результат взаимодействия человека с самим собой и окружающим миром.

Профессиональной рефлексии характерна интерактивность, так как она диалогична по своей природе и ориентирована на обратную связь. Во первых, будущий педагог-психолог взаимодействует в процессе коммуникации с иными субъектами по общению и проявляет кооперативный и коммуникативный аспекты профессиональной рефлексии. Во вторых, обратная связь следует от самого субъекта в процессе внутреннего диалога, и тогда профессиональная рефлексия проявляется в интеллектуальном аспекте. Профессиональная рефлексия способствует формированию у будущих педагогов-психологов обобщенного представления о профессии, о содержании и структуре деятельности.

В контексте нашего исследования важное теоретическое значение имеет вопрос о взаимосвязи профессиональной деятельности с рефлексией, которая направлена на развитие интеллектуальной рефлексии (самосознание, осмысление и ориентация действий субъекта), личностной рефлексии, на самоорганизацию через самопознание и самоанализ себя (осмысление своего состояния, внутренних психических актов, своей мыслительной деятельности), межличностной рефлексии через деятельность партнера по совместной деятельности (взаимоотражение субъектами друг друга с выходом на рефлексивную позицию).

Опубликован

2021-09-30

Выпуск

Раздел

Статьи