КОММУНИКАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КЕЙСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.72.1.017Ключевые слова:
профессиональная компетенция, инновационная технология, кейс-технологии, формирование профессиональной компетенции, коммуникативно-познавательные кейсы, анализ конкретных ситуаций, возможности метода кейсов, ситуационная задачаАннотация
В условиях динамичных процессов, происходящих на современном этапе развития общества Казахстана, характерна смена образовательных парадигм, переход к новым педагогическим технологиям, ориентированным на вариативность, субъектность, творческую индивидуальность, личностный потенциал специалистов, максимально готовых к практической деятельности, способных быстро включаться в инновационные процессы и корректировать свою профессиональную деятельность.
В статье раскрывается сущность одной из инновационных форм эффективных технологий обучения с использованием коммуникативно-познавательных кейсов, отмечены преимущества применения данной технологии в формировании профессиональной компетенции будущих учителей, раскрыты дидактические возможности инновационного метода обучения, представлена технология его применения в педагогическом процессе.
Авторы предполагают, что коммуникативно-познавательные кейсы, т.е. кейсы, содержащие целевые, мотивационные, коммуникативные, содержательные, процессуальные, результативные компоненты, могут стать одним из эффективных средств формирования у студентов профессиональной компетенции.
Сущность процесса профессиональной подготовки будущих учителей составляет моделирование системы субъект - субъектных отношений, создание условий для активного участия студентов в общении и взаимодействии, для развития их профессиональной компетенции и накопления первоначального опыта практической деятельности.
Использование данной технологии в процессе профессионального образования создает условия для активизации познавательной деятельности будущих учителей, развития исследовательских и профессиональных умений и навыков (умений самостоятельной работы; ориентации в нестандартных ситуациях, возникающих в процессе труда; выбора эффективных способов действия в изменяющихся условиях и др.). Работая над решением или созданием кейса, студенты формируют учебно-профессиональную самостоятельность, то есть способность самостоятельно осваивать профессию как в период обучения, так и после его завершения.
Приводятся примеры различных подходов к пониманию кейс-метода, описан опыт исследования и выделены основные этапы работы с коммуникативно-познавательными кейсами в процессе организации учебного процесса. Исследовательский материал, представленный в статье, показывает, какие проблемы возникают при создании кейсов, какие возможны пути их решения.