НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.71.4.003Ключевые слова:
Концепция непрерывного обучения, непрерывное образование, неформальное образование, результат обучения, компетенция, валидация неформального образования, перезачет результатов обучения, образовательная программаАннотация
Цель данной статьи состоит в раскрытии актуальной проблемы реализации неформального образования в вузах Казахстана и путей его внедрения в системе «студент – университет – внешняя среда». Научно-практическая значимость статьи заключается в акцентировании внимания представителей академической среды на неформальном образовании как на образовании, реализующем принципы личностного развития, актуализации востребованных профессиональных компетенций и эффективной адаптации к запросам общества. Одной из острых проблем современного образования является проблема формирования образовательной среды, основанной на процессно-ориентированных подходах и контекстуальных условиях в подготовке специалиста к будущей профессиональной деятельности. Данные задачи обусловили необходимость сравнительного анализа национальных систем признания компетенций, полученных в неформальном образовании, что позволяет определить различные подходы к пониманию сущности неформального образования и его основных задач. В работе сделан обзор основополагающих документов, разработанных на государственном уровне, и представлена нормативно-правовая база неформального образования в вузах Казахстана. Авторами освещены предпосылки для развития обучения в течение всей жизни в Казахстане и факторы, сдерживающие развитие неформального образования. Научная значимость и практическая ценность статьи состоит в представлении возможных путей решения данного вопроса: предлагается перечень документов для успешной реализации обучения в течение всей жизни; определяются требования для качественной валидации результатов обучения, полученных в форме неформального образования; даются некоторые практические рекомендации для вузов Казахстана в этом направлении.