МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ В КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.72.1.021Ключевые слова:
заимствованные слова, термин, интернациональные слова, педагогический эксперимент, программа SPSS, цифровизация образования, социальная сеть, смешанное обучениеАннотация
В статье рассмотрен процесс заимствования слов с одного языка на другой, его причины и условия, законность и принципы получения слов из другого языка, национальные установки и практики словообразования, новые методы обучения казахскому языку. Начиная с этого учебного года предмет «Акыметтану» (Ахметоведение) был введен в нескольких учебных заведениях страны. Выбор этого испытуемого для проведения эксперимента, связанного с заимствованными словами, также имеет свое значение. В начале ХХ века Алашская интеллигенция во главе с А. Байтурсынулы работала над тем, чтобы казахский язык вышел на новый путь развития как письменного литературного языка и как языка науки. В ту эпоху впервые были установлены научные основы и национальные позиции казахского языка по заимствованию слов из других языков. Целью исследовательской работы является описание входных слов в казахском языке с точки зрения синхронизма, их теоретическое обоснование, а также экспериментальная проверка эффективности обучения. Следуя принципам А. Байтурсынулы по заимствованию слов из другого языка, был проведен педагогический эксперимент для студентов образовательной программы «Казахский язык и литература». С момента пандемической ситуации сформировалась организация процесса обучения в онлайн, оффлайн и смешанном форматах, синхронном и асинхронном. В ходе эксперимента велась работа по различным методикам, применяемым в онлайн и оффлайн формате. Для статистической обработки данных использовалась программа SPSS Statistics, а для проверки надежности и внутренней непротиворечивости авторского вопросника применялись анализы диаграмма, хи-квадрат и Манна-Уитни. В ходе данного эксперимента были достигнуты следующие результаты: проведен эмпирический контроль и проведены описательные и итоговые опросы для оценки уровня образования, а также использованы интерактивные методы, которые можно было использовать в онлайн и оффлайн форматах.