РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА

Авторы

  • Т.С. Сламбекова Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
  • А.К. Махадиева
  • Н.П. Албытова
  • А.К. Махадиева

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.70.3.023

Ключевые слова:

буллинг, подростковый возраст, ролевые позиции, управляющий, помощник, жертва, защитник, наблюдатель

Аннотация

Формирование психологического комфорта, психологического здоровья человека, психологической безопасной среды для отдельных лиц и подрастающего поколения не только на государственном уровне, но и в мировом пространстве становится главной проблемой человечества. Сегодня в обществе среди подростков набирают силу деструктивные формы поведения как терроризм, буллинг, кибербуллинг, агрессивное поведение, моббинг. Из сегодняшней статистики известно, что среди подростков особенно распространены буллинг и кибербуллинг. Проблемы буллинга в школе рассматривались в Америке 40-50 лет назад, в скандинавских странах с 70-80-х годов прошлого века. На сегодняшний день проблема кибербуллинга стала актуальным в связи с развитием цифровых технологий.

Буллинг - это психологическое давление, негативное воздействие, запугивание других, физический или психологический террор со стороны определенного человека или группы. Как отмечают исследователи, буллингу подвергаются дети с плохим здоровьем, низким социальным статусом, явными физическими отклонениями (заячья губа или нейросенсорная тугоухость, некоторые фенотипические особенности и т. д.).

Буллинг – это разновидность агрессивного поведения. Под воздействием буллинга наносится вред здоровью, чести и достоинству человека, снижается уровень самооценки, разум наполняется страхом.

Участники буллинга играют разные роли как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Таким образом, статья посвящена определению ролевой позиции участников буллинга. В ходе исследования на основе работ зарубежных и отечественных исследователей дальнего и ближнего зарубежья был составлен психологический портрет участников буллинга, выявлена структура буллинга (буллеры, последователи, жертвы, сторонники, пассивные сторонники, защитники, неравнодушные защитники, потенциальные защитники). В ходе исследования была дифференцирована ролевая позиция участников буллинга на основе проведения эмпирического исследования по методике Е.Г. Норкина «Буллинг-структура». Это: управляющий, помощник, жертва, защитник, наблюдатель.

            В статье на основе результатов исследования были даны рекомендации по предотвращению буллинга среди подростков.

Опубликован

2023-09-29

Выпуск

Раздел

Статьи