К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.70.3.007Ключевые слова:
диагностика, психолого-педагогическая диагностика, культура, этномузыкальная культура, будущий учитель, педагогический вуз, уровень, компонентыАннотация
Современные демократические реформы в Казахстане, признание прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности показали необходимость переориентации всей образовательной сферы на реализацию национально-культурных интересов населения, создания преемственной системы национального музыкального образования, определения его содержательных аспектов и особенностей.
Педагогическое осмысление накопленного национального музыкального материала требует дальнейшего исследования уровня личностной этномузыкальной культуры будущего учителя, так как только через приобщение к национальным музыкальныем традициям, формировавшимся на протяжении столетий (монодия, импровизационность, ладовые особенности и др.), формируется творческой личность педагога-музыканта, способного постичь духовную ценность музыки своего и других народов, понять и оценить вклад каждого этноса в сокровищницу общечеловеческой культуры.
Полиэтнический состав народа Казахстана повышает ответственность за сохранение музыкальных культур различных национальностей и взаимодействия между ними в интересах общенационального единства, консолидации и взаимообогащения культур.
В работе рассматриваются теоретические аспекты психолого-педагогической диагностики уровней этномузыкальной культуры будущих учителей, представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию этномузыкальной культуры студентов в вузах Республики Казахстан. Предложены некоторые методики психолого-педагогической диагностики определения степени направленности студентов на ценности народного музыкального творчества; степени эмоциональной отзывчивости студентов при общении с народной музыкой; выявления способности студентов к эмоциональному исполнению народных музыкальных произведений и др. Описаны этапы констатирующего эксперимента, имевшие целью диагностику уровней потребностно-мотивационного, когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностно-творческого компонентов этномузыкальной культуры будущих учителей; предложены пути и рекомендации для активизации учебно-познавательной деятельности студентов, способствующих формированию профессиональных умений и навыков в сфере этномузыкальной культуры.