К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ

Авторы

  • К.Е. Ибраева КазНПУ им Абая
  • Р.М. Рысбекова

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.70.3.007

Ключевые слова:

диагностика, психолого-педагогическая диагностика, культура, этномузыкальная культура, будущий учитель, педагогический вуз, уровень, компоненты

Аннотация

 Современные демократические реформы в Казахстане, признание прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности показали необходимость  переориентации всей образовательной сферы на реализацию национально-культурных интересов населения, создания преемственной системы национального музыкального  образования, определения его содержательных аспектов и особенностей.

Педагогическое осмысление накопленного национального музыкального материала требует дальнейшего исследования уровня личностной этномузыкальной культуры будущего учителя, так как только через приобщение к национальным музыкальныем традициям, формировавшимся на протяжении столетий (монодия, импровизационность, ладовые особенности и др.), формируется творческой личность педагога-музыканта, способного  постичь духовную ценность музыки своего и других народов, понять и оценить вклад каждого этноса в сокровищницу общечеловеческой культуры.

Полиэтнический состав народа Казахстана повышает ответственность за сохранение музыкальных культур различных национальностей и взаимодействия между ними в интересах общенационального единства, консолидации и взаимообогащения культур.

В работе рассматриваются теоретические аспекты психолого-педагогической диагностики уровней этномузыкальной культуры будущих учителей, представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию этномузыкальной культуры студентов  в вузах Республики Казахстан.  Предложены некоторые методики психолого-педагогической диагностики определения  степени направленности студентов на ценности  народного музыкального творчества;  степени эмоциональной отзывчивости  студентов при общении с народной музыкой;  выявления способности студентов к эмоциональному исполнению народных музыкальных произведений и др. Описаны этапы констатирующего  эксперимента, имевшие целью диагностику уровней потребностно-мотивационного, когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностно-творческого  компонентов  этномузыкальной культуры будущих учителей; предложены пути и рекомендации для активизации учебно-познавательной  деятельности студентов, способствующих формированию профессиональных умений и навыков  в сфере этномузыкальной культуры.

Загрузки

Опубликован

2023-09-29

Выпуск

Раздел

Статьи