ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Авторы

  • Е.Н. Жуманкулова KazNazZhenPU
  • Г.И. Салгараева KazNacZhenPU
  • Г.С. Оразаева KazNacZhenPU

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.71.4.019

Ключевые слова:

общее недоразвитие речи, развитие речи, песочная терапия, компьютерные приложения, дошкольники, мелкая моторика, слабослышащих детей, инклюзия

Аннотация

Данная исследовательская работа была профинансирована Комитетом по науке Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (ИРН AP19679272 «Разработка обучающих мобильных приложений для инклюзивного образования детей с нарушением слуха»).

Целью статьи является определение влиянии компьютерных приложений на развитие речи слабослышащих детей.

Содержание статьи раскрывает исследование, связанное с развитием речи у детей с особыми образовательными потребностями. К категории детей с особыми потребностями относятся дети с нарушениями речи, как правило, у данной категории детей нарушено слуховое восприятие, фонематический слух, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что непосредственно влияет на развитие речи ребёнка.

Многие исследователи такие как Левина Р.Е., Боскис Р.М., Никашина Г.А. изучавшие общее недоразвитие речи у детей утверждают, что узловым образованием ОНР является несформированность фонематического слуха. Следовательно, у детей с ОНР возникают трудности при овладении звуковым анализом и синтезом слов что влечет за собой разные виды отклонений, которые проявляются в дислексии и дисграфии. Дальше у таких детей возникают трудности при обучении в школе, поэтому данная проблема является значимой и актуальной.

По мнению авторов, в работе по развитию речи, необходимо применение инновационных приемов. Авторами анализируются различные современные инновационные технологии, приемы работы. Проведено эмпирическое исследование по выявлению сформированных навыков мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи, основанное на положении о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и развитием речи.  Использована диагностическая методика обследования мелкой моторики Н.В. Нищевой, состоящая из трех блоков. Определена группа дошкольников, участвующих в эксперименте.

С практической точки зрения даны рекомендации и система упражнений по использованию песочной терапии, позволяющей в единстве развивать как мелкую моторику, так и речь. Система предложенных упражнений методически обоснована и экспериментально проверена.

Результаты исследования возможно использовать в работе с дошкольниками в детских садах общего типа, в специальных организациях, а также при подготовке в системе ТИПО и Вузов воспитателей, логопедов.

Загрузки

Опубликован

2023-12-27

Выпуск

Раздел

Статьи