ЭКСПЕРТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ CLIL ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.71.4.001Ключевые слова:
CLIL обучение, школьное образование, экспертное мнение, анкетный опрос, дидактические принципы, глобальные компетенции, английский язык, развитие иноязычного образованияАннотация
Статья посвящена проблеме развития CLIL обучения в Казахстане. В контексте этого анализируется мнение CLIL педагогов, которые реализуют государственную программу интегрированного обучения предмету и английскому языку в школах. Анализ строится на основе результатов анкетного опроса 330 школьных учителей химии, физики, биологии, английского языка из Центрального Казахстана. Предложенная им анкета направлена на оценку перспективности CLIL и её мотивирующем потенциале, на выявление представлений о дидактических принципах интегрированного обучения, ожиданиях учителей и их стремлениях развивать данную практику в школе. В связи с этим характеризуется совокупное экспертное мнение, включающее позитивное представление о развитии CLIL обучения в казахстанских школах и позволяющее обозначить ряд объективных проблем, преимущественно дидактического характера. Согласно анализу анкетных данных в современных образовательных реалиях большинство опрошенных педагогов склоняются к принципу поддержания разумного баланса между content-driven и language-driven learning, когда при реализации интегрированного обучения фокус смещается с Я2 на предметное содержание дисциплины, постигаемое за счет семантических структур Я2. Таким образом, учитель английского языка в казахстанской модели CLIL обучения играет роль «языкового посредника» и фасилитатора, вовлекая всех учащихся в процесс обучения, улучшая групповое взаимодействие и помогая школьникам справиться с психологическими и когнитивными трудностями в использовании английского языка в качестве рабочего языка урока, что, в свою очередь, способствует достижению целей интегрированного обучения и продвижению CLIL в школьной среде.