КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.72.1.037Ключевые слова:
инклюзия, критерий оценки, исследование, оценка, методы, образование, ограниченные возможности, параметры, индикаторыАннотация
В статье обсуждается актуальная проблема оценки достижений учащихся в инклюзивной школе. Авторы описывают существующие противоречия в системе оценки образовательных результатов в казахстанской инклюзивной практике. На основе данных мониторинговых исследований и публикаций специалистов в области инклюзивного образования выявлены наиболее часто используемые инструменты критериальной оценки образовательных достижений учащихся с ограниченными возможностями. В результате проведенного исследования представлена система возможных параметров оценки деятельности различных субъектов инклюзивного образовательного процесса. Критерии оценки академических достижений студентов по языковым дисциплинам основаны на таксономии Блума. Критерии оценки академических достижений учащихся разработаны на всех уровнях образования. С установлением степени соответствия реально достигнутых результатов обучающихся планируемой цели обучения, для детей с особыми потребностями продолжается оценка образовательных достижений обучающихся в соответствии с ранее известными критериями. Наиболее сложным вопросом на сегодняшний день является оценка достижений учащихся в инклюзивной школе, что приводит к обострению ряда противоречий: - между объективной необходимостью создания личностно-ориентированной системы педагогического мониторинга и ориентацией современного образования на оценку учебных достижений.
В то же время оценивается только работа, а не личность учащихся; работа студента сравнивается с эталоном (тип работы, выполненной очень хорошо), а не с работой другого студента; стандарт будет известен студентам заранее. Вы можете оценить только то, что вы уже преподавали, поэтому критерии оценки - это четкое представление о целях обучения.