АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Авторы

  • Таженова Г. Б. Ену имени Л.Гумилева
  • Утюпова Г. Е.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.72.1.009

Ключевые слова:

аксиологический подход, будущие педагоги, социальные педагоги, ценностные ориентации, профессиональное педагогическое образование, педагогическое мышление, подготовка социальных педагогов, межличностные отношения

Аннотация

Изменения в системе профессионального педагогического образования в Казахстане предполагает появление новых ценностей в образовательном ландшафте страны. Основной целью изменений является воспитание в системе образования толерантной, культурно развитой и склонной к саморазвитию личности педагога. Будущий педагог должен опираться на систему ценностей, чтобы эффективно способствовать общему развитию страны и иметь возможность влиять на образование, воспитание и социализацию своих воспитанников. Система высшего профессионального образования создает условия для того, чтобы ценностные ориентации формировали творческую ориентацию человека, влияли на профессиональное становление и отношение педагога к каждому воспитаннику, ученику как к уникальной личности.

Целью исследования является изучение проблемы, как ценности могут быть интегрированы в процесс развития педагогического мышления социальных педагогов.

В данной статье представлены результаты исследования проблемы взаимосвязи аксиологического подхода и процесса развития педагогического мышления будущих педагогов. Авторы приходят к выводам о том, что на профессиональное мышление будущего педагога существенное влияние оказывают его ценностные ориентации, которые служат важнейшей мотивационной силой и определяют его профессиональное поведение. Ценностные ориентации формируют представление педагога о важности своей работы, ожидания, которые он предъявляет к себе, своим ученикам и педагогическому процессу в целом. Генезис ценностных ориентаций можно проследить в преобладающих в обществе моральных ценностях, приобретенных индивидами на протяжении всего пути получения образования, на различных этапах личностного и профессионального развития. Система ценностных ориентаций составляет содержательную сторону педагогического мышления личности, отражающую внутреннюю основу ее отношений с действительностью. В рамках исследования было проведено анкетирование, целью которого было выявление ценностных ориентаций студентов, будущих педагогов.

В русле аксиологического подхода понятие «ценностные ориентации» являются основополагающими, поскольку играют решающую роль в подготовке будущих социальных педагогов, будущих учителей и в формировании межличностных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

Загрузки

Опубликован

2024-03-28

Выпуск

Раздел

Статьи