PROFIT-РЕСУРС КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТЕНТА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Авторы

  • А.Ж. Мурзалинова СКУ имени М.Козыбаева
  • Ж.А. Макатова
  • М.Б. Алпысбаева
  • Н.Т. Уалиева

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.73.2.009

Ключевые слова:

непрерывное профессиональное развитие, компетенции непрерывного профессионального развития, ресурс развития, пиринговое обучение, саморазвитие, жизненные смыслы, самоуправляемый обучающийся, образовательная экосистема

Аннотация

В статье представлены материалы исследования «Формирование компетенций непрерывного профессионального развития (далее - НПР) у обучающихся и выпускников направления «Педагогические науки» в условиях академической самостоятельности вуза». Цель исследования - разработка методологии профессиональной подготовки будущих педагогов на основе интеграции предметных, педагогических и НПР-компетенций в образовательной экосистеме вуза. Реализации цели отвечает направление - создание инструментов интеграции, один из которых - Profit-ресурс - описан в статье. Организация его освоения обучающимися направлена на интеграцию формального, неформального и информального образования в условиях метаобучения и метапознания.

Научная значимость работы определяется уточнением влияния осваиваемых стратегий «учись учиться» на становление самоуправляемых (self-guided learner) обучающихся. Практическая значимость связана с усилением функционального характера профессиональной подготовки будущих педагогов, т.к. НПР-компетенции, базовые для предметных и педагогических, внутренне присущи педагогу, составляют его неотьемлемое свойство и непосредственно соотносятся с профессионально-педагогической компетентностью. 

Формирование НПР-компетенций в большей степени связано с личностно-мотивационной сферой и ценностным отношением обучающихся, в связи с чем ключевую роль в методологии исследования выполняет диагностика факторов предрасположенности обучающихся к участию в процессах НПР. Освоение Profit-ресурса, учитывающее специфику НПР-компетенций, интегрировано в образовательный процесс вуза посредством   peer-to-peer learning. Экспериментальная апробация Profit-ресурса входит в методологию исследования.  

К основным результатам исследования относятся определение организации и контента НПР будущих педагогов как организационно-педагогического сопровождения обучающихся,  направленность которого основана на  диагностике затруднений учебно-профессиональной деятельности и мотивов обучающихся, соответственно, на конкретных целях развития, актуальных для них. Такое сопровождение отвечает парадигме «знания, центрированные на обучающемся: полезные для его непрерывного обучения и перспективные для его продвижения на рынке труда». Формированию исследуемых компетенций отвечает экосистема НПР - открытое и развивающееся профессионально-академическое сообщество стейкхолдеров, предлагающих в своем коллективном опыте ресурсы профессионального развития для реализации самых разнообразных запросов обучающихся и решения актуальных задач образовательной практики.

Направленность формирования НПР-компетенций на самоуправляемых обучающихся существенно улучшает качество профессионального образования будущих педагогов - агентов управления изменениями в системе образования для сложного общества.

Загрузки

Опубликован

2024-06-27

Выпуск

Раздел

Статьи