PROFIT-РЕСУРС КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТЕНТА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.73.2.009Ключевые слова:
непрерывное профессиональное развитие, компетенции непрерывного профессионального развития, ресурс развития, пиринговое обучение, саморазвитие, жизненные смыслы, самоуправляемый обучающийся, образовательная экосистемаАннотация
В статье представлены материалы исследования «Формирование компетенций непрерывного профессионального развития (далее - НПР) у обучающихся и выпускников направления «Педагогические науки» в условиях академической самостоятельности вуза». Цель исследования - разработка методологии профессиональной подготовки будущих педагогов на основе интеграции предметных, педагогических и НПР-компетенций в образовательной экосистеме вуза. Реализации цели отвечает направление - создание инструментов интеграции, один из которых - Profit-ресурс - описан в статье. Организация его освоения обучающимися направлена на интеграцию формального, неформального и информального образования в условиях метаобучения и метапознания.
Научная значимость работы определяется уточнением влияния осваиваемых стратегий «учись учиться» на становление самоуправляемых (self-guided learner) обучающихся. Практическая значимость связана с усилением функционального характера профессиональной подготовки будущих педагогов, т.к. НПР-компетенции, базовые для предметных и педагогических, внутренне присущи педагогу, составляют его неотьемлемое свойство и непосредственно соотносятся с профессионально-педагогической компетентностью.
Формирование НПР-компетенций в большей степени связано с личностно-мотивационной сферой и ценностным отношением обучающихся, в связи с чем ключевую роль в методологии исследования выполняет диагностика факторов предрасположенности обучающихся к участию в процессах НПР. Освоение Profit-ресурса, учитывающее специфику НПР-компетенций, интегрировано в образовательный процесс вуза посредством peer-to-peer learning. Экспериментальная апробация Profit-ресурса входит в методологию исследования.
К основным результатам исследования относятся определение организации и контента НПР будущих педагогов как организационно-педагогического сопровождения обучающихся, направленность которого основана на диагностике затруднений учебно-профессиональной деятельности и мотивов обучающихся, соответственно, на конкретных целях развития, актуальных для них. Такое сопровождение отвечает парадигме «знания, центрированные на обучающемся: полезные для его непрерывного обучения и перспективные для его продвижения на рынке труда». Формированию исследуемых компетенций отвечает экосистема НПР - открытое и развивающееся профессионально-академическое сообщество стейкхолдеров, предлагающих в своем коллективном опыте ресурсы профессионального развития для реализации самых разнообразных запросов обучающихся и решения актуальных задач образовательной практики.
Направленность формирования НПР-компетенций на самоуправляемых обучающихся существенно улучшает качество профессионального образования будущих педагогов - агентов управления изменениями в системе образования для сложного общества.