МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.74.3.030Ключевые слова:
методика обучения, активное обучение, историческое мышление, навыки, концепты исторического мышления, навыки исторического мышления, историческое знание, основанное на исследовании, исторические источникиАннотация
В настоящее время учебно-воспитательные цели изучения истории тесно связаны со стратегией модернизации казахстанского образования, в частности, с обновлением содержания среднего образования в Республике Казахстан. Они направлены не только на предоставление учащимся предметных знаний, но и на развитие их предметных навыков и познавательных способностей.
Становление демократического, гражданского общества в стране ставит перед системой среднего образования проблему воспитания свободно мыслящей личности, понимающей исторический опыт и его уроки, понимающей историческую ответственность за свои действия. Одним из способов решения данной проблемы является использование в учебном процессе методов и приемов, которые формируют у учащихся историческое мышление, исторические знания и предметные навыки, вовлечение их в ходе урока в историческое исследование. В этой статье рассмотрено, насколько эффективно методы обучения интегрируются в учебный процесс с помощью использования обучения, основанного на исследовании (inquiry-based learning), и концептов исторического мышления (historical thinking concepts) на уроках истории.
В статье дается литературный обзор об особенностях преподавания истории в средней школе, дается интерпретация взаимосвязи между такими ключевыми понятиями, как «исторические знания и навыки», «историческое мышление», «исторический концепт». На основе исследования изучено, как на уроках стории учащиеся, помимо усвоения фактологических знаний, выявляют причинно-следственную связь, изменения и преемственность исторических событий, явлений и исторических процессов. В статье проанализированы методические проблемы учителей в преподавании истории и их возможные причины.