ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРМИНОВ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ (на основе предмета естествознания)
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.75.4.029Ключевые слова:
предмет естествознания, учебники, терминология, школьная терминология, естественнонаучные термины, оригинальный термин, заимствованные термин, термин-гибридыАннотация
Важную роль в развитии у школьников интереса, исследовательских навыков, формировании научного представления об окружающей среде играют терминологические наименования. Поэтому актуальным становится проведение экспертизы терминов, передаваемых в школьных учебниках, и акцентирование внимания на приведении терминов в соответствие с возрастными особенностями и уровнями обучающихся. Среди них одним из основных предметов, позволяющих детям младшего и среднего школьного возраста (1-6 классы) сформировать первичное представление о природе, окружающей среде, является предмет естествознания. Поэтому в своем исследовании мы решили провести экспертный анализ формирования терминологического аппарата учебников естествознания, правильной передачи в нем терминов.
Благодаря усвоению терминов в школьных учебниках, в том числе учебниках естествознания, у учащихся формируется познавательный, коммуникативный и научный язык, словарный запас. Соответственно, цель нашей статьи – провести экспертный анализ понятийно-терминологического аппарата учебников естествознания, использывания терминов. Объектом исследовательской работы являются термины, содержащиеся в учебниках естествознания, рекомендованных Министерством Просвящение Республики Казахстан. В исследовании используются методы обобщения, структурного анализа, статистического анализа, описания. В результате исследования были определены количественные, процентные показатели структурных групп терминов, таких как автахтонные термины, заимствованные термины, гибридные термины, терминов с автохтонной морфемой, учебников естествознания 1-6 классов. Был проведен анализ характера использования терминов боз ала таң, дене сымбаты, жасанды бірлестіктер, табиғи бірлестіктер, биоценоз. Выводы, представленные в исследовании, могут быть использованы в качестве эффективной научной основы для специалистов в этой области. Также может использоваться в качестве методической помощи в процессе анализа терминов учебника.