ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРМИНОВ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ (на основе предмета естествознания)

Авторы

  • Ахмет А.Н. Л.Н. Евразийский национальный университет им. Гумилева, Астана, Казахстан.
  • Бегимова Г.А. Л.Н. Евразийский национальный университет им. Гумилева, Астана, Казахстан.
  • Омирбекова Ж.К.3 Л.Н. Евразийский национальный университет им. Гумилева, Астана, Казахстан.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.75.4.029

Ключевые слова:

предмет естествознания, учебники, терминология, школьная терминология, естественнонаучные термины, оригинальный термин, заимствованные термин, термин-гибриды

Аннотация

Важную роль в развитии у школьников интереса, исследовательских навыков, формировании научного представления об окружающей среде играют терминологические наименования. Поэтому актуальным становится проведение экспертизы терминов, передаваемых в школьных учебниках, и акцентирование внимания на приведении терминов в соответствие с возрастными особенностями и уровнями обучающихся. Среди них одним из основных предметов, позволяющих детям младшего и среднего школьного возраста (1-6 классы) сформировать первичное представление о природе, окружающей среде, является предмет естествознания. Поэтому в своем исследовании мы решили провести экспертный анализ формирования терминологического аппарата учебников естествознания, правильной передачи в нем терминов.

Благодаря усвоению терминов в школьных учебниках, в том числе учебниках естествознания, у учащихся формируется познавательный, коммуникативный и научный язык, словарный запас. Соответственно, цель нашей статьи – провести экспертный анализ понятийно-терминологического аппарата учебников естествознания, использывания терминов. Объектом исследовательской работы являются термины, содержащиеся в учебниках естествознания, рекомендованных Министерством Просвящение Республики Казахстан. В исследовании используются методы обобщения, структурного анализа, статистического анализа, описания. В результате исследования были определены количественные, процентные показатели структурных групп терминов, таких как автахтонные термины, заимствованные термины, гибридные термины, терминов с автохтонной морфемой, учебников естествознания 1-6 классов. Был проведен анализ характера использования терминов боз ала таң, дене сымбаты, жасанды бірлестіктер, табиғи бірлестіктер, биоценоз. Выводы, представленные в исследовании, могут быть использованы в качестве эффективной научной основы для специалистов в этой области. Также может использоваться в качестве методической помощи в процессе анализа терминов учебника. 

Биографии авторов

Ахмет А.Н., Л.Н. Евразийский национальный университет им. Гумилева, Астана, Казахстан.

Phd докторант

Бегимова Г.А., Л.Н. Евразийский национальный университет им. Гумилева, Астана, Казахстан.

к.ф.н.доцент

Омирбекова Ж.К.3, Л.Н. Евразийский национальный университет им. Гумилева, Астана, Казахстан.

к.ф.н доцент

Загрузки

Опубликован

2024-12-30

Выпуск

Раздел

Статьи