ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Авторы

  • Парманкулова П. Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова
  • Жолдасбекова С.
  • Ахметова Э.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.75.4.008

Ключевые слова:

инклюзивное обучение, педагоги, педагогическая подготовка, диагностика уровня готовности, лица с ограниченными возможностями здоровья, компетенции, структурные компоненты, уровень

Аннотация

Исследование направлено на выявление проблем подготовки будущих педагогов, которые обучают лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель состоит в том, чтобы определить уровень приобретенных компетенций и знаний будущих педагогов для их профессионального развития в качестве инклюзивных педагогов. Рассмотрены мотивационные, содержательные, практические и оценочные критерии, соответствующие условиям инклюзивного образования и связаны с готовностью будущего учителя работать с обучащимися с ограниченными возможностями здоровья. В этом исследовании приняли участие студенты трех университетов, расположенных в городах Шымкент и Алматы Республики Казахстан. В эксперименте участвовали 146 обучающихся (n=146), из них мужчины - 39%; женщины - 61%. Эксперимент проводился со студентами 3 и 4 курсов. Выделены три  уровня инклюзивной компетентности будущих педагогов - студентов педагогических специальностей: низкий, средний и высокий. По каждой методике определены уровень освоения будущим педагогом инклюзивной политики, уровень освоения теории инклюзивного образования, уровень мотивации к инклюзивному обучению, уровень сформированности практики инклюзивного обучения. Результаты указывают на то, что будущие педагоги проявляют позитивное отношение к разнообразию, но имеются значительные пробелы в обучении. Определены сущностные характеристики и структурные компоненты готовности будущих педагогов к инклюзивному обучению. Это исследование также показало свою эффективность в формировании более позитивного отношения, снижении уровня озабоченности, улучшении обучения в условиях многообразия и содействии разработке инклюзивных методик и практик, которые служат защитными факторами для благополучия педагогов.

Загрузки

Опубликован

2024-12-30

Выпуск

Раздел

Статьи