МЕТАКОГНИТИВНО-АРГУМЕНТАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ВЛИЯНИЕ НА КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ БИОЛОГИИ И НАВЫКИ АРГУМЕНТАЦИИ

Авторы

  • Искакова М.О. Alikhan Bokeikhan University
  • Садыкова А.Ж. Alikhan Bokeikhan University
  • Исмаилова Г.М. Alikhan Bokeikhan University
  • Ишмухаметова А.М. Alikhan Bokeikhan University

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.76.1.036%20

Ключевые слова:

метакогнитивно-аргументационное обучение, метакогнитивные навыки, метакогнитивные подсказки, аргументация, навыки аргументации, биология, школьники, педагогическое образование

Аннотация

Обучение метапознанию и аргументации –
довольно малоизученная область, особенно в школьном образовании.
В данном исследовании изучается влияние экспериментального
обучения, сочетающего в себе элементы метакогнитивной и
аргументационной деятельности, на уровень концептуального понимания
школьниками биологии, а также на их навыки аргументации. В этом
квазиэкспериментальном исследовании зависимые переменные измерялись
до и после вмешательства, участниками которого был 131 школьник (59
восьмиклассников и 72 одиннадцатиклассника). Экспериментальная
программа предполагала проведение уроков биологии, основанных на
метакогнитивно-аргументативной среде, которая побуждала учащихся
к разработке научных аргументов и участию в структурированных
дискуссиях на протяжении восьми недель. Использовалась уникальная
учебная модель, включающая аргументационные сессии, способствующие
взаимному обучению и совместному конструированию знаний.
Исследование показало значительный прогресс в понимании участниками
биологических концепций. Размер эффекта варьировался между средним
и большим для обоих классов. Данный результат может быть обусловлен
тем, что в рамках экспериментального обучения акцент был сделан на
развитии навыков аналитического мышления, коллегиального обучения
и метакогнитивной регуляции. Однако влияние на навыки аргументации
было более нюансированным: одиннадцатиклассники продемонстрировали
существенный прогресс, в то время как у восьмиклассников он
был незначимым. Полученные результаты указывают на потенциал
модели обучения с использованием метакогнитивных алгоритмов и
структурированной аргументации для углубления понимания учащимися
сложных научных концепций, а эффективность в развитии концептуального
понимания в обоих классах позволяет предположить, что этот метод способствует преодолевать возрастные когнитивные различия при развитии
данного параметра. Настоящее исследование вносит вклад в понимание
того, как метакогнитивные процессы в сочетании с аргументацией могут
способствовать более глубокому освоению материала. Однако влияние
вмешательства на навыки аргументации требует дальнейшего уточнения.
Будущие направления научных изысканий включают проведение
рандомизированных контролируемых исследований, изучение долгосроч ных эффектов, а также изучение применимости данного подхода к различ
ным дисциплинам и контингентам. В заключение авторы рекомендуют
учителям имплементировать метакогнитивно-аргументационную
модель обучения. Этого можно достичь с помощью структурированных
обсуждений в классе и рефлексивных практик, адаптированных к уровню
развития учащихся. Авторы также обращают внимание на необходимость
постоянной обратной связи в рамках предложенного подхода. 

Биография автора

Садыкова А.Ж., Alikhan Bokeikhan University

Докторант Alikhan Bokeikhan University

Загрузки

Опубликован

2025-04-01

Выпуск

Раздел

Мақалалар/Статьи/Articles