ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.74.3.008Ключевые слова:
дизайн-мышление, умение,, мышление, будущий специалист, формирование, процесс,, исследование, метод, образование, наука, действие, познание, аналитика, активность, творчество, гибкость, эмоциональность,, последовательность, интеллект,, способностиАннотация
В статье путем теоретического анализа научных трудов ученых раскрыто значение понятий «мышление» и «дизайн-мышление», а также выявлены психолого-педагогические особенности формирования умений дизайн-мышления у студентов в образовательном процессе. Для определения уровней развития навыков дизайн-мышления у будущих специалистов авторы опирались на критерии, компоненты и термины дизайн-мышления, которые приводят ученые в исследовании. При диагностике дизайн-мышления на трехуровневом этапе были выделены такие компоненты, как познавательный, аналитический, деятельностный, основанные на совершенствовании процесса формирования навыков дизайн-мышления у студентов. Была запланирована экспериментальная часть исследования и проведены экспериментальные работы с применением эффективных методов.
Были проведены опросы для определения дизайн-мышления. Концепция «критического мышления». Использовалась методология «Критического анализа» Дж. Баррета, тест Майкла Чейфица для оценки способности находить логические ошибки. Результаты идентификационного этапа педагогического эксперимента показали низкий уровень дизайн-мышления учащихся. Это показало необходимость создания или использования методов, направленных на совершенствование учебного процесса при подготовке будущих специалистов в системе высшего образования.
По результатам идентификационного этапа исследования был составлен план работы, в ходе его реализации продемонстрировано решение задачи определения эффективности дизайн-мышления в процессе подготовки будущих специалистов на основе анализа результаты каждого из проведенных методов. Сравнивая результаты исследования выявления и формирования, выяснилось следующее: ни один из этапов развития дизайн-мышления не мог исключить недостаточный уровень; показал самый высокий показатель познавательного уровня студентов; Аналитический компонент дизайн-мышления представлял наибольшую проблему: только 69% студентов указали, что готовы устанавливать логические связи, а 13% заявили, что испытывают большие трудности с их созданием. Анализируя проблему исследования, можно воздействовать на учащихся путем воспитания ответственности и самостоятельности, реализации осознанности, творческих способностей, саморазвития, обучения контролировать, обобщать, сравнивать, повышать внимание с целью формирования навыков дизайн-мышления, формирования навыков дизайн-мышления недостаточно. Полагая, что это исследуемый феномен, наша исследовательская работа все еще продолжается. Формирование навыков дизайн-мышления осуществлялось путем утверждения критериев.