ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ: ЦЕЛИ, РЕАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ

Авторы

  • Кучумова Г. Maqsut Narikbayev University
  • Сарсенбаева А.
  • Мухамеджанова Д.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.76.1.009

Ключевые слова:

исследовательски-ориентированное педагогическое образование, исследовательские компетенции, исследоватльский потенциал, педагогические образовательные программы, подготовка учителей, профессиональное развитие, университет, высшее образование

Аннотация

В целях улучшения качества, система образования в Казахстане претерпевает множество реформ и изменений. Данные реформы отражены в национальных политиках и нацелены на улучшение содержания среднего образования и подготовки педагогических кадров. Одним из ключевых аспектов национальных политик стало внимание к развитию исследовательских компетенций педагогов. Однако, вопрос о том, что представляет собой исследовательски-ориентированное педагогическое образование и как оно реализуется, является темой множества дискуссий среди ученных, практиков и разработчиков политик. Данное исследование нацелено на изучение целей и путей разработки и реализации исследовательски-ориентированного педагогического образования в вузах Казахстана, а также на выявление проблем в рамках данной реализации. В данном исследовании принимало участие четыре вуза Казахстана, осуществляющих подготовку по педагогическим образовательным программам. Данная статья опирается на качественный подход к исследованию посредством документ-анализа паспортов и учебных планов педагогических образовательных программ и индивидуальных интервью с двенадцатью представителями администрации факультетов и кафедр, осуществляющих подготовку будущих учителей. Документ-анализ выявил различия в результатах обучения, связанных с исследовательским потенциалом будущих педагогов, между факультетами разных научно-предметных направлений. Так если педагогические факультеты нацелены в основном на усвоение и развитие исследовательских навыков для самоанализа и улучшения образовательного процесса, то естественно-научные факультеты дают знания и развивают навыки исследований в их предметной области. Результаты интервью показали, что целью исследовательски-ориентированного педагогического образования является подготовка будущих учителей к организации проектно-исследовательской деятельности школьников, к карьерному росту, к улучшению собственной педагогической практики и к построению научной карьеры. Также было выявлено, что в ходе реализации исследовательски-ориентированного педагогического образования в вузах Казахстана, возникают следующие проблемы: (1) недостаточный научный потенциал преподавателей в области образования, (2) низкая мотивация студентов, (3) ограничения в академической автономии и (4) различия в понимании исследовательски-ориентированного образования педагогов. Результаты данного исследования расширяют понимание исследовательски-ориентированного педагогического образования и особенности его реализации. Более того, описываемые результаты могут быть полезны для реализации проводимой в Казахстане национальной политики по модернизации педагогического образования как для разработчиков соответствующих политик, так и для вузов, реализующих их.

Загрузки

Опубликован

2025-03-28

Выпуск

Раздел

Мақалалар/Статьи/Articles