ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ГЕЙМИФИКАЦИИ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.75.4.037Ключевые слова:
лидер, лидерство, лидерские качества, феномен лидерства, геймификация,, деятельность по геймификации, метод геймификации, дошкольная организацияАннотация
В данной статье рассматривается роль геймификации в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
В результате теоретического анализа показано, что преимущество геймификации состоит в том, что она позволяет сделать скучные и монотонные задания веселыми и увлекательными. Главная идея геймификации в дошкольном образовании заключается в том, что образовательный процесс может быть более эффективным, если он основан на принципах и механиках игры, например, системах заданий и наград, символов прогресса, таких как баллы и достижения, что особенно важно для детей дошкольного возраста.
Геймификация призвана воспитывать лидерство среди современной молодежи, готовой руководить процессами взаимоотношений в обществе, обеспечивающими дальнейшее развитие нашего государства в соответствии с современными требованиями.
Ряд документов, принятых на государственном уровне, свидетельствуют о признании значимости лидерских качеств молодого поколения. Так, в государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2022-2026 годы говорится о необходимости подготовки активной молодежи, обладающей организаторскими способностями и лидерскими качествами. Дошкольный возраст-это синзетивный период развития лидерских качеств личности. Именно на этом этапе развития ребенка закладывается основа будущей личности, формируется интерес к различным видам деятельности, развиваются различные отношения к окружающим людям и к себе. Феномен лидерства привлекает внимание социологов, психологов, политологов своей особой значимостью для современного общества.
В статье проводится теоретический анализ понятий лидер, лидерство, дифференцируются педагогические условия развития лидерских качеств. Выделяются и описываются личностные особенности лидеров, которые сгруппированы как исполнительские, организаторские, интеллектуальные, критические. Исследуются характерные признаки и стили лидерства: харизматик, демократ, диктатор, анархист и др.
Автором выявлены возможности формирования лидерских качеств у детей и уровни развития социально-эмоциональных и творческих навыков.
В ходе исследования определена актуальность геймификации в развитии активной личности подрастающего малыша, формировании его лидерских качеств. Исследовательская работа проводилась в старшей группе дошкольной организации. В исследовании приняли участие 30 детей. В результате исследования выявлен и проанализирован уровень формирования и развития лидерских качеств детей в процессе геймификации.
Лидерские качества, формируемые у ребенка при помощи геймификации: организаторские способности, самостоятельность, ответственность, коллективная и командная работа и т.д. Показаны возможности использования различных видов геймификации: ролевые, квестовые, жестовые и других в учебном и игровых процессах дошкольной организации и проанализирован результат.