ОЦЕНКА ХИМИКО-СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ TPACK У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ

Авторы

  • Бакажанова А. К. Казахский национальный педагогический университет имени Абая
  • Сагимбаева А. Е. Казахский национальный педагогический университет имени Абая
  • Шоканов Р. А. Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.76.1.008

Ключевые слова:

фрэймворк TPACK, будущие учителя химии, предмет химия, технологическое знание, предметное знание, педагогическое знание, курс ТРАСК, химико-специфический тест ТРАСК

Аннотация

Исследование направлено на оценку влияния 5-недельного курса TPACK на развитие химико-специфических навыков у будущих учителей химии. Участники экспериментальной группы (32 студента 4-ого курса, обучающиеся по специальности «Подготовка учителей химии») приняли участие в разработанном курсе, включающем теоретические и практические занятия по применению технологий в обучении химии, а 35 студентов контрольной группы обучались по стандартному учебному плану. В качестве оценки результативности был использован химико-специфический тест TPACK, позволяющий более точно оценить уровень интеграции технологических, педагогических и предметных знаний у учителей химии, по сравнению с применением общих тестов TPACK. Результаты продемонстрировали значительный прогресс в технолого-предметных, технолого-педагогических и интегративных навыках у студентов экспериментальной группы, а также преимущество в суммарном показателе TPACK. В контрольной группе существенных изменений не наблюдалось. Статистически значимые различия между группами подтверждают эффективность TPACK-курса в развитии технолого-ассоциированных навыков. Полученные результаты подчёркивают важность включения подобных курсов в программы подготовки учителей химии для повышения качества химического образования и подготовки педагогов, способных эффективно интегрировать технологии в свою практику. Исследование позволяет углубить понимание модели TPACK, адаптируя её к специфике химического образования. Это способствует развитию теории TPACK, делая её более релевантной для конкретных предметных областей. Полученные данные могут помочь в разработке более эффективных методик преподавания химии, которые интегрируют технологии и учитывают специфику химического содержания. С практической стороны, результаты теста могут быть использованы для отбора и оценки кандидатов на педагогические должности в области химии, обеспечивая наличие необходимых навыков для успешной работы.

Загрузки

Опубликован

2025-04-01

Выпуск

Раздел

Мақалалар/Статьи/Articles