LESSON STUDY В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.75.4.013Ключевые слова:
Lesson Study, исследование в действии, исследовательский урок, рефлексия, фокус-группа, совместное исследование, профессиональное развитие, интерпретацияАннотация
В статье раскрывается понятие подхода «Lesson Study», дана краткая информация о его эффективности и возможностях. В актуальности исследования отмечается, что совместные действия фокус-группы показывают наиболее эффективные способы воздействия на обучение обучающихся: исследовательская группа совместно планирует урок, обсуждает тему, открыто высказывает свои мысли, предложения, обсуждает особенности применения выбранных в классе средств в решении задач, а также отмечает важность внесения изменений в ходе обсуждения.
Теоретический анализ зарубежных исследований о возможностях использования подхода Lesson Study демонстрирует применение методов обобщения, систематизации, анализа педагогических продуктов и качественной, статистической обработки экспериментальных данных, а также механизмы и научные выводы его эффективности. Проанализирован опыт работы таких стран как Япония, Англия, США.
Проанализированы дипломные проекты студентов выпускных курсов в формате Lesson Study, основанных на совместном проведении уроков. С помощью подхода Lesson Study при участии фокус-группы определены результаты совместного обсуждения, основанные на собственном опыте, наблюдении за обучающимися группы А, В, С. Опыт исследования выявил важность, присущую отношениям между преподавателем, студентом-исследователем и обучающимся. Профессиональная квалификация будущих педагогов определялась во взаимодействии и участии на уроках друг у друга, обсуждении, предоставление обратной связи. Различные формы обучения рассмотрены согласно единой системе проведения уроков, учебных материалов и внесении изменений в элементы урока.