ОЦЕНКА ИМИДЖА УЧЕНОГО В КАЗАХСТАНЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТНОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ

Авторы

  • Сабитова Д.С. КУ имени Ш. Уалиханова
  • Ракишева Г.М. КУ имени Ш. Уалиханова
  • Жантемирова М.Б.
  • Исмагулова А.Е.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.75.4.009

Ключевые слова:

наука, популяризация, имидж, ученый, общественность, обучающиеся, взаимодействие, исследовательский интерес, научная деятельность, технологии

Аннотация

В данной статье представлены результаты эмпирического исследования по оценке имиджа ученого в казахстанском обществе. На основе междисциплинарного подхода и теории конструктов авторами разработана методика по оценке имиджа ученого. Данная методика разработана на основе теории личностных конструктов Дж. Келли, которая позволяет оценить имидж ученого как сложный феномен. На основе структурного подхода феномен имиджа ученого был декомпозирован на 5 конструктов: когнитивный, эмоционально-аффективный, морально-нравственный, социальный информационно-коммуникативный конструкты. Конструкты, составляющие имидж ученого редко можно наблюдать напрямую в силу их абстрактности, отсутствия ясности и точности.

Анализ изучаемого феномена также позволил выделить четыре культурных фактора, влияющих на отношения между наукой и обществом и показывающих острую необходимость для ученых передавать свои знания и укреплять связи между общественностью и учеными: кризис доверия и уважения к науке и ученым со стороны общества; изменения в природе производства знаний; увеличение числа источников информации и связанное с этим улучшение коммуникации; дефицит демократии.

Результаты указывают на достаточно средние показатели по оценке имиджа ученого в Казахстане глазами общества, что свидетельствует о существовании кризиса доверия к ученым в Казахстане.  Авторы статьи поднимают вопросы о необходимости популяризация научных знаний, разработок и открытий современными технологическими средствами коммуникаций, что позволит преодолеть кризис доверия к науке и наладить диалог с обществом.

Данное исследование финансируется Комитетом науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (ИРН проекта AP19676455).

Загрузки

Опубликован

2024-12-30

Выпуск

Раздел

Статьи