ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

  • Серикбаева Н.Б. НАО «Университет имени Шакарима города Семей»
  • Орынгалиева Ш.О.
  • Беленко О.Г.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.75.4.010%20

Ключевые слова:

психологическое благополучие, педагогические условия, личностный рост, компетентность, самоотношение, гедонистический и эвдемонистический подходы, психологическое здоровье, образовательная среда

Аннотация

Одним из приоритетов государственной политики современной системы образования является сохранение и укрепление здоровья подростков, их психологического и физического развития, а также обеспечение их безопасности. Новые образовательные стандарты предусматривают различные условия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, обеспечение их всеми потребностями для гармоничного развития. В статье представлено исследование феномена психологического благополучия и его научно-теоретических основ, обосновывающих проблему психологического здоровья. Психологическое благополучие характеризуется такими компонентами, как автономия, компетентность в межличностных отношениях, личностный рост, ощущение смысла жизни, уверенность и защищенность, позитивный образ жизни, эмоциональный комфорт, адаптация к социальной среде. Концепция «благополучия» была принята Всемирной организацией здравоохранения в качестве основы для определения здоровья. Здоровье определяется не только как отсутствие болезней или физических недугов, но и как состояние полного физического, психического и социального благополучия. В результате наблюдается тенденция подмены понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Поэтому следует отметить, что задействованы психические процессы и механизмы, а психологическое здоровье связано с развитием личности. Критерии психического здоровья: эмоциональная устойчивость (самоконтроль), взросление чувств согласно возрасту, борьба с негативом, свободное, естественное выражение чувств и эмоций; Оно выражается в способности к радости и стабильности благополучия. Определены субъективные и объективные методы исследования, подчеркивающие значение психологического благополучия в процессе профессиональной деятельности и обучения, педагогических условий. Н. Бредберн был одним из первых, кто ввел понятие «психологическое благополучие». Автор определяет его как субъективное ощущение счастья и общей удовлетворенности жизнью. В модели исследователя психологическое благополучие представляет собой баланс между постоянными взаимодействиями с положительным и отрицательным аффектом. В научной среде существуют исследования, доказывающие влияние ряда факторов на формирование психологического благополучия. К первой группе факторов относятся социальные группы, в состав которых входит человек (семья, родственники, ближайшее окружение), среди которых центральное место занимает содержание взаимоотношений между детьми и родителями. Вторая группа факторов – это возрастные, психологические и индивидуально-типологические особенности человека.

Загрузки

Опубликован

2024-12-30

Выпуск

Раздел

Статьи