МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КОРПУСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.76.1.027Ключевые слова:
методика преподавания, корпус, семантика, корпусная лингвистика, коммуникативная компетентность, языковая компетенция, цветообозначения, казахский язык, русский языкАннотация
В данном исследовании изучается влияние лингвистического корпуса на методику преподавания путем анализа семантики цвета ‘коричневый’ в русском и казахском языках среди студентов программы бакалавриата Казахского национального университета имени аль-Фараби (КазНУ). Целью данной исследовательской работы является анализ семантики цвета ‘коричневый’ в русском и казахском языках с использованием корпуса, направленное на развитие грамматических, лингвистических, прагматических, речевых и коммуникативных компетенций в практике преподавания дисциплин лингвистического цикла. Семантика цветообозначения ‘коричневый’ в русском и казахском языках проанализирована с помощью двух корпусов – Национального корпуса русского (НКРЯ) и казахского языков (НККЯ). Результаты анализа выявили, что семантическая структура коричневого цвета в казахском языке обладает широким кругом переносных значений, чем в русском. Имеется меньше соответствий с коричневым цветом в русском языке, где большинство цветообозначений используются для описания предметов или животных, тогда как в казахском языке имеется больше переносных и экспрессивных значений, требующие дальнейшего анализа. При изучении раздела синтаксиса по поиску фраз в корпусах с целью создания списка слов, студенты сосредоточились на грамматических, лингвистических, прагматических, речевых и коммуникативных компетенциях. Положительное влияние корпусного изучения подтверждается расширением словарного запаса, что способствует развитию коммуникативных навыков у студентов. Студенты выявили словосочетания в контексте и создали список слов для цвета ‘коричневый’ на обоих языках при помощи корпусов. В результате, мотивация студентов к изучению и анализу текстов повысилась за счет использования новых технологий.