ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНИКАХ ГЕОГРАФИИ КАЗАХСТАНА И ЯПОНИИ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.77.2.035Ключевые слова:
образование, экологическое образование, экологическое просвещение, педагогические подходы, методика преподавания, проектное обучение, учебники, анализ содержания учебников, устойчивое развитиеАннотация
Данная статья рассматривает процесс экологического просвещения в школьном образовании Казахстана, где внедряются принципы устойчивого развития, отражающиеся в стратегических инициативах, таких как Национальный план действий по охране окружающей среды и программы «Экология Казахстана», «Цифровой Казахстан». Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения международного опыта, в частности японской системы образования, использующей эффективные методы экологического просвещения и формирования экологической ответственности. В этой связи цель исследования – провести сравнительный анализ педагогических подходов к экологическому просвещению в учебниках географии Казахстана и Японии с выявлением лучших практик и разработкой рекомендаций для их адаптации в Казахстане. Методы исследования включают контент-анализ учебников географии Казахстана и Японии, сравнительный анализ структуры и содержания учебных материалов, также анкетирование среди учителей и учащихся для оценки восприятия и эффективности методов экологического просвещения. Опрос охватил 50 респондентов в общей сложности (20 учителей и 30 учащихся), что позволило оценить восприятие экологических тем и методов обучения. Результаты исследования показали, что японская система образования активно использует инновационные методы обучения, такие как проектное обучение и развитие критического мышления, в то время как в Казахстане преобладают традиционные методы, такие как лекции и теоретические задания. Японские учебники содержат больше примеров экологической активности, что способствует лучшему вовлечению учащихся в решение экологических проблем. В заключение, на основе проведённого анализа, предложены рекомендации для Казахстана: внедрение проектного обучения, использование формирующих методов оценки, разработка междисциплинарных учебных материалов, активное вовлечение родителей и использование технологий в образовательном процессе. Эти меры помогут развить экологическую ответственность среди казахстанских школьников и способствовать устойчивому развитию страны.