ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Авторы

  • Ибраева К.Е. КазНПУ им Абая
  • Касимов Н.А. Abai University

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.76.1.013

Ключевые слова:

теоретико-методологические аспекты, ценностные ориентации, будущий учитель, педагогический вуз, компонент, методы исследования, национальная музыка, студент

Аннотация

В работе рассматриваются теоретико-методологические аспекты формирования национальных ценностных ориентаций будущих учителей, представлены результаты диагностики сформированности национальных ценностных ориентаций будущих педагогов музыки в педагогических вузах Республики Казахстан. Представлен анализ научных источников, раскрывающих сущность и содержание понятия «национальные ценности» доказывает многогранность его структуры, включающей объективную и субъективную составляющие, а именно: в качестве объективной служат национальные ценности, в частности ценности музыкальной культуры этноса, осваивая которые у обучающегося – будущего педагога музыки формируются субъективные национальные ценностные ориентации.

Преемственность поколений происходит путем использования и передачи национальных ценностей. Данная взаимосвязь очень важна, так как если каждое поколение не проанализирует предшествующий опыт своей нации, не воспримет, и не будет развивать его – то оно не будет иметь будущего и будет неизбежно подвергнуто деградации. В свою очередь, от жизненных ценностей современных студентов – будущих педагогов будет зависеть то, что будет происходить в Казахстане и в мире уже через несколько лет.

Изучение содержания ценностных ориентаций, характеризующих менталитет и образ жизни современных студентов – будущих педагогов музыки, выявление факторов, влияющих на их формирование, представляют научный интерес и имеют практическую значимость. Это актуализирует проблему поиска новых путей формирования национальных ценностных ориентаций студентов – будущих педагогов музыки. Среди них особую значимость приобретают ценности национального музыкального искусства, воплощающие в себе представления о смысле жизни человека, традиции и обычаи, мировоззренческие позиции и др.

В работе описаны этапы констатирующего эксперимента, имевшие целью диагностику национальных ценностных ориентаций будущих учителей; предложены пути и рекомендации для активизации учебно-познавательной деятельности студентов, способствующих формированию национальных ценностных ориентаций.

Раскрыто содержание диагностического инструментария, который включал комплекс методик (анкетирование, тестирование, опросники, методы сравнительных заданий и др.), с помощью которых были проведены срезы уровней сформированности национальных ценностных ориентаций у студентов контрольной и экспериментальной групп, а также сопоставительный анализ полученных данных. Кроме того, были проведены специальные процедуры контроля полученных результатов на их достоверность, используя статистические методики, что позволило объективно оценить ценностные ориентации каждого студента, а также установить взаимосвязи различных музыкально-педагогических явлений.

Биография автора

Касимов Н.А., Abai University

PHD докторант кафедры музыкального образования КазНПУ имени Абая

Загрузки

Опубликован

2025-04-01

Выпуск

Раздел

Мақалалар/Статьи/Articles