ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.76.1.013Ключевые слова:
теоретико-методологические аспекты, ценностные ориентации, будущий учитель, педагогический вуз, компонент, методы исследования, национальная музыка, студентАннотация
В работе рассматриваются теоретико-методологические аспекты формирования национальных ценностных ориентаций будущих учителей, представлены результаты диагностики сформированности национальных ценностных ориентаций будущих педагогов музыки в педагогических вузах Республики Казахстан. Представлен анализ научных источников, раскрывающих сущность и содержание понятия «национальные ценности» доказывает многогранность его структуры, включающей объективную и субъективную составляющие, а именно: в качестве объективной служат национальные ценности, в частности ценности музыкальной культуры этноса, осваивая которые у обучающегося – будущего педагога музыки формируются субъективные национальные ценностные ориентации.
Преемственность поколений происходит путем использования и передачи национальных ценностей. Данная взаимосвязь очень важна, так как если каждое поколение не проанализирует предшествующий опыт своей нации, не воспримет, и не будет развивать его – то оно не будет иметь будущего и будет неизбежно подвергнуто деградации. В свою очередь, от жизненных ценностей современных студентов – будущих педагогов будет зависеть то, что будет происходить в Казахстане и в мире уже через несколько лет.
Изучение содержания ценностных ориентаций, характеризующих менталитет и образ жизни современных студентов – будущих педагогов музыки, выявление факторов, влияющих на их формирование, представляют научный интерес и имеют практическую значимость. Это актуализирует проблему поиска новых путей формирования национальных ценностных ориентаций студентов – будущих педагогов музыки. Среди них особую значимость приобретают ценности национального музыкального искусства, воплощающие в себе представления о смысле жизни человека, традиции и обычаи, мировоззренческие позиции и др.
В работе описаны этапы констатирующего эксперимента, имевшие целью диагностику национальных ценностных ориентаций будущих учителей; предложены пути и рекомендации для активизации учебно-познавательной деятельности студентов, способствующих формированию национальных ценностных ориентаций.
Раскрыто содержание диагностического инструментария, который включал комплекс методик (анкетирование, тестирование, опросники, методы сравнительных заданий и др.), с помощью которых были проведены срезы уровней сформированности национальных ценностных ориентаций у студентов контрольной и экспериментальной групп, а также сопоставительный анализ полученных данных. Кроме того, были проведены специальные процедуры контроля полученных результатов на их достоверность, используя статистические методики, что позволило объективно оценить ценностные ориентации каждого студента, а также установить взаимосвязи различных музыкально-педагогических явлений.