ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.76.1.021Ключевые слова:
подготовка к профессиональной деятельности, педагогическая подготовка, компетенция, специальный педагог, со сложными нарушениями, с особыми образовательными потребностями, образовательная программа, высшее учебное заведениеАннотация
Современный этап развития общества предъявляет принципиально новые требования к направлению подготовки будущих специальных педагогов. Поэтому государство ежегодно увеличивает объем выделяемых государственных грантов на подготовку специальных педагогов. Это свидетельствует о повышенном спросе на подготовку будущих специальных педагогов в вузах. Это связано с изменением тенденций специального образования, с обновлением подходов к подготовке специалистов, а также с изменением контингента детей с ограниченными возможностями. По данным Национальной научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования, за последние три года в нашей стране резко возросло количество лиц с особыми образовательными потребностями (множественными нарушениями). Следавательно, подготовка кадров к работе с детьми со сложными нарушениями в развитии – одна из актульных задач подготовки будущих специальных педагогов.
Основное направление нашей исследовательской работы-выявление тенденций и подходов к подготовке будущих специальных педагогов на основе анализа зарубежного и отечественного опыта подготовки будущих специальных педагогов в вузах.
В целях изучения подготовки к работе с детьми со сложными нарушениями в развитии, изучены образовательные программы вузов по специальности «Специальная педагогика», изучен зарубежный опыт подготовки специальных педагогов. Рассмотрена стратегия подготовки будущих специальных педагогов к работе с детьми со сложными нарушениями. В образовательных программах проанализированы содержание дисциплин, которые направлены на формирование компетенций по работе с детьми со сложными нарушениями. В рамках темы исследования были проведены опросы специальных педагогов по методике «Лейкарт " и представлены результаты.