ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Авторы

  • Шертаева Н.Т. Южно-Казахстанский педагогический университет имени Ө.Жәнібеков
  • Шитыбаев С.А.
  • Шаграева Б.Б.
  • Битурсын С.С.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.78.3.034%20

Ключевые слова:

преподавание химии, компетентность, оценивание, тестовые задания, лабораторные работы, метод проекта, метод портфолио, эссе.

Аннотация

В данной статье рассматриваются методы оценки компетентности, отражающие результаты преподавания химии. В современной системе образования особое значение имеет объективная и прозрачная оценка учебных достижений учащихся. Критериальное оценивание соответствует этим требованиям, позволяя осуществлять оценку на основе четко определенных критериев. В химическом образовании для диагностики компетентности применяются различные методы, включая тестирование, лабораторные работы, проектную деятельность, анализ портфолио и эссе. Тестовые задания предназначены для выявления уровня теоретических знаний учащихся и их способности к применению изученного материала. Лабораторные работы позволяют оценить практические навыки, включая умение проводить эксперименты и анализировать их результаты. Проектный метод способствует развитию исследовательских компетенций, творческого мышления и навыков самостоятельной работы. Метод портфолио обеспечивает комплексную оценку учебных достижений учащегося, позволяя проанализировать его прогресс на основе накопленного материала. Написание эссе направлено на оценку способности учащихся систематически излагать мысли по химическим темам и критически осмысливать изучаемый материал.В статье детально анализируются особенности указанных методов оценки в преподавании химии, а также экспериментально изучается их эффективность. Представленный анализ свидетельствует о том, что использование разнообразных методов оценки способствует всестороннему измерению уровня сформированности компетенций учащихся, повышая при этом качество образовательного процесса. Целью данного исследования является определение методов оценки результатов формирования компетенций учащихся в процессе преподавания химии, изучение эффективности их применения, а также предложить пути повышения качества обуче-ния на основе этих методов. Проведено предварительное тестирование, определен начальный уровень знаний учащихся. В ходе обучения в экспериментальной группе применялись современные методы и технологии (виртуальные лаборатории, групповая работа, проблемное обучение). В конце урока учащимся обеих групп были даны одинаковые задания, сравнивались результаты. В статье сделаны вывод о том, что система оценивания, ориентированная на компетентность, способствует улучшению результатов обучения учащихся, развитию их творческих и исследовательских способностей. Важным остается изучение и совершенствование эффективности применения рассмотренных методов на практике.

Загрузки

Опубликован

2025-09-30

Выпуск

Раздел

Мақалалар/Статьи/Articles