ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАЗАХСТАНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ

Авторы

  • Аубакирова С.Д.
  • Дюсенбаева Б.А.
  • Абенова Н.Р. Ену имени Л.Н.Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.78.3.002

Ключевые слова:

инклюзивное образование, учитель, самоэффективность, особые образовательные потребности, инклюзивная практика, управление поведением, сотрудничество, профессиональное развитие

Аннотация

С момента принятия Саламанкской декларации инклюзивное образование закрепилось как гуманистический приоритет развития национальных образовательных систем. В глобальной педагогической повестке центральным стало создание комфортного пространства, позволяющего всем учащимся—в том числе детям с особыми образовательными потребностями (ООП) и инвалидностью—получать доступ к качественному обучению наравне со сверстниками. Казахстан, провозгласивший инклюзивность стратегической целью, сталкивается с вызовом: эффективность преобразований напрямую зависит от готовности учителей реализовывать новые практики.

Цель исследования - количественное выявление уровня самоэффективности учителей общеобразовательных школ г. Астаны, работающих с учащимися с ООП и инвалидностью, а также на определение ключевых барьеров, препятствующих успешной реализации инклюзии.

Эмпирическая база сформирована посредством онлайн-опроса на казахском и русском языках; в выборку вошли 137 педагогов. Данные обработаны в SPSS 23 с использованием описательных статистик, χ²-критерия, t-теста и корреляционного анализа для выявления связи между показателями самоэффективности и практическим опытом.

Полученные данные демонстрируют недостаточную уверенность опрошенных учителей в трёх критически важных сферах: управлении деструктивным поведением учащихся, налаживании партнёрства с родителями и специалистами службы поддержки, а также адаптации учебных программ под индивидуальные потребности. Этот дефицит самоэффективности повышает риск формального включения детей с ООП и инвалидностью в класс без полноценного применения инклюзивных методик.

Работа впервые предоставляет систематизированные количественные показатели самоэффективности учителей инклюзивного образования в столичном контексте Казахстана и выявляет конкретные компетентностные пробелы, требующие адресного повышения квалификации. Результаты уточняют приоритетные направления профессиональной подготовки педагогов, что является важным условием поступательного развития инклюзивной практики в республике.

Загрузки

Опубликован

2025-09-30

Выпуск

Раздел

Мақалалар/Статьи/Articles