ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.76.1.020Ключевые слова:
«искусственный интеллект», эпоха трансформации, технологии искусственного интеллекта, блокчейн, искусственный интеллект в образовании, нейронные сети, эпоха оцифровки и глобализации, четвертая промышленная революцияАннотация
В эпоху четвертойпромышленнойреволюциивсовременноммире большое внимание уделяетсявозможностямискусственногоинтеллекта в образовательномпроцессе, являющейодной из актуальныхпроблемученых, исследователей цифровизацииобразовательногопроцесса.Помимоулучшениянауки,технологийикачестважизничеловека,цифроваяэпоха, в своюочередь, не вызывалаэтическихисоциальныхпроблем(возникновениебезработицы,нарушение этики использованияготовойработы, снижениеуровнямышленияикачестваздоровьячеловечества и т.д.). В статьерассматриваетсярядпроблемипротиворечий, связанных с использованиемискусственногоинтеллекта в областиобразования, который предоставляетновыевозможностистудентамипедагогам и является невероятномощныминструментом,проникающим во всесферынашейжизни, отмечается, что компетентность в области искусственного интеллекта сталаодним из важнейшихтехнологическихнавыков 21 века. В данном исследованиипрослеживается становление развития искусственногоинтеллекта и показана егороль в образовании. На основеобзоразарубежныхнаучныхпубликацийавторомопределяетсясущностьискусственногоинтеллекта, возможности,которые он предоставляет как преподавателям, так и обучающимсяврамкахобразовательнойпрактики, ипоказываютсярискиеговнедрения в образовательныйпроцесс. В эпохуцифровизациииглобализацииобразовательнаясферапретерпевает изменения, приобретает новыевысокоразвитыеоттенки, а именно:внедрениеразличныхцифровыхпринципов,нейронныесети,искусственныйинтеллекти т.д.,согласнокоторым в исследовательскойработе были проанализированы содержание понятий«искусственныйинтеллект»и«нейронныесети», выявленыихотличительныечерты. Были описанытипынейронныхсетейпопроизводимомуконечномупродукту, а также проведенсравнительныйанализплюсовиминусовиспользованиянейронныхсетей в процессеобучения. В статье был проведен теоретический анализиэмпирическоеисследованиепооценкестудентамиипреподавателямипутейиспользованияискусственногоинтеллекта в образовании.Возможности,недостатки,рискипримененияискусственногоинтеллекта в образовании, наряду с перспективами, определены и моделированы с помощьюконтент-анализа, основанного на опросахпреподавателейистудентов педагогических вузов, в томчислеКазахскогонациональногоженскогопедагогическогоуниверситета.
Выявлены ипроанализированытехнологии внедренияискусственногоинтеллекта в учебныйпроцесс современноговуза.Всестороннеопределяянеобходимостьиспользованияисовершенствованиянейронныхсетейитехнологийискусственногоинтеллекта в образовании и предлагаявозможностииспользованияего в персонализацииобучения,мы приходим к выводу, что не можемполностьюзаменитьпреподавателяилистудентаискусственныминтеллектом.Искусственныйинтеллектоблегчаетработуучителей,иучащиесяможеттворческирешатьобразовательныепроблемы, однако егоследуетиспользоватьтолько в качестведополнительногоинструмента для улучшенияучебногопроцесса.