РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ КРЕАТИВНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.78.3.023Ключевые слова:
исследовательский подход, научная креативность, мотивация, академическая успеваемость, школьники, предмет биология, научные знания, эмпирическое исследованиеАннотация
В статье описывается эмпирическое исследование, демонстрирующее, что исследовательский подход к обучению является эффективным инструментом развития научной креативности и мотивации учащихся, и может применяться для совершенствования образовательного процесса. Цель работы – изучение влияния данного подхода на развитие научной креативности у школьников. Основные направления включали оценку следующих показателей: уровня научной креативности, мотивации к развитию научной креативности, уровня научных знаний. Исследование проводилось с участием 52-х семиклассников, которых разделили на контрольную и экспериментальную группы. Опытная группа школьников обучалась по специально разработанной программе, направленной на развитие научной креативности, состоящей из 8-ми пятиэтапных интервенционных уроков биологии. Пред- и пост-исследовательские оценки изучаемых показателей производили с помощью опросника C-SCA, шкалы мотивации CTM, а также записей об академической успеваемости семиклассников. Анализ эффектов осуществлялся с использованием методов дескриптивной статистики, тестов Шапиро-Уилка, Левена и ANCOVA. В результате регистрировали статистически значимое межгрупповое различие по окончании исследования в пользу опытной группы при анализе уровня научной креативности и мотивации к её развитию. В незначительной степени отмечено повышение уровня научных знаний в обеих группах, что, предположительно, обусловлено длительностью опытного периода. Уникальность исследования в том, что через изменения в урочном и внеурочном пространстве демонстрируются методы активизации научного потенциала учеников. Практическая значимость заключается в возможности интеграции данных методов в обучение естественно-научным дисциплинам для изменения восприятия научных процессов учащимися и мотивации заниматься научно-исследовательской деятельностью. Предоставляя эмпирические доказательства того, что рассматриваемая модель значительно повышает научную креативность учащихся, и объясняя, как образовательные методики влияют на когнитивные и мотивационные аспекты обучения, текущее исследование вносит весомый вклад в модернизацию педагогической науки. Воспроизводимость эксперимента позволит администрации учебных заведений разрабатывать и внедрять образовательные программы с пятиэтапными уроками, стимулирующими научное мышление и креативность школьников, особенно при изучении предметов естественно-научного цикла, когда важное значение имеет не столько знание концепций, сколько их креативное практическое применение.