ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.76.1.001Ключевые слова:
подготовка будущих учителей, развитие рефлексии, профессиональная деятельность, педагогический процесс, компетентностный подход, формирование педагогической рефлексии, способность, самооценкаАннотация
В статье рассматривается особенности процесса формирования педагогической рефлексии у будущих учителей в период их подготовки в вузе. Анализируются проблемы повышения требований к личностным и профессиональным качествам педагога, повышения его социальной ценности и самоценности, обусловленные коренной модернизацией и кардинальными преобразованиями системы педагогического образования в Киргизии. Говориться о важности в вузовском учебном процессе перехода студентов от позиций потребителя информации к позиции творца своих знаний и самого себя, к развитию личностных особенностей, осуществлению рефлексии результатов своей педагогической деятельности. Обосновывается правильность такого подхода к обеспечению системности обновлений высшего педагогического образования, с позиции которого профессиональная деятельность каждого педагога должна быть адаптирована к этим изменениям, а педагог должен обладать сформированной способностью понимания самого себя и окружающей его среды, быть готовым к постоянному самообразованию для повышения эффективности своей повседневной практической деятельности. В связи с этим предполагается, что необходимым компонентом в структуре педагогической деятельности является рефлексия как познание и анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности. Данное предположение основывается на том, что педагогическая деятельность по своей сути имеет рефлексивный характер, так как, организуя деятельность учащихся, педагог обязан оценивать себя и правильность своих действий с позиции своих учеников, обязательно принимать во внимание их взгляды, видеть их внутренний мир и эмоциональное состояние. На основании сказанного делается вывод о том, что особенно значимым профессиональным качеством педагога является его готовность и способность к рефлексии.