ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Авторы

  • Юджель Гелишли Университет Гази
  • Елубаева П. КазНУ имени аль-Фараби
  • Шынасылова Г. КазНУ имени аль-Фараби

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.78.3.003

Ключевые слова:

цифровые технологии, цифровая грамотность,, интегративный подход, преподаватели языков, языковое образование, медиаграмотность, педагогические практики, методы преподавания

Аннотация

Современные цифровые технологии кардинально изменили процесс преподавания языков, открывая новые возможности и создавая вызовы для педагогов. Данное исследование анализирует, как преподаватели интегрируют цифровые инструменты в образовательный процесс, оценивая их уровень цифровых компетенций, отношение к технологиям, удовлетворенность институциональной поддержкой и потребности в профессиональном развитии. В исследовании приняли участие 97 преподавателей языков из средних школ. Их ответы помогли выявить уровень цифровой адаптации и основные барьеры, мешающие эффективному использованию технологий в языковом образовании.

Результаты показали значительные различия в цифровом опыте педагогов. Половина участников использует цифровые инструменты в обучении более семи лет, тогда как около 20% имеют менее трех лет опыта, что свидетельствует о начальном этапе цифровой адаптации у некоторых преподавателей. В то же время еще 20% респондентов считают себя продвинутыми или экспертными пользователями, что подчеркивает необходимость целенаправленного обучения для профессионального роста. Что касается институциональной поддержки, треть преподавателей считает, что существующие программы повышения квалификации либо недостаточны, либо неэффективны, указывая на разрыв между образовательной политикой и ее реализацией.

Данное исследование подчеркивает необходимость разработки структурированных программ профессионального развития, наставничества и институционального финансирования цифрового обучения. Новизна исследования заключается в обосновании интегративного подхода, который объединяет цифровые, профессиональные и «мягкие» навыки в единую систему развития педагогов. Интегрируя цифровую компетентность в профессиональное развитие, данный подход обеспечивает более эффективную готовность преподавателей к использованию технологий в педагогической практике и созданию увлекательной, ориентированной на студента и результативной образовательной среды.

Загрузки

Опубликован

2025-09-30

Выпуск

Раздел

Мақалалар/Статьи/Articles