ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В РАЗВИТИИ ПРЕДМЕТНЫХ И КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО БИОЛОГИИ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.78.3.033%20Ключевые слова:
компетентность, предметная и ключевая компетентность, образование, исследовательский навык, критическое мышление, современные методы, культурное развитие, адаптацияАннотация
В данной статье рассматривается использование эффективных методов для развития предметных и ключевых компетенций в области биологии. Анализируется значение современных подходов в биологическом образовании, а также эффективность методик, направленных на углубление предметных знаний учащихся и развитие их ключевых компетенций. Актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования методов преподавания биологии, а также адаптацией образовательных программ и планов с учетом современных научных подходов. В рамках исследования проведен систематический анализ научной литературы, включающий обзор и сравнение теоретико-методологических концепций. На основе обобщения, сравнения и анализа теоретико-методологических дискуссий были систематизированы научные труды, рассмотрены критические взгляды на определение понятий и сформулированы основные выводы. Работы и идеи ученых, создавших концепцию компетентностного образования, были классифицированы по направлениям методических исследований, а определения, данные в научной литературе, дифференцированы и проанализированы в процессе определения специфики и различий предметных и профильных компетенций. Предметная компетентность направлена на освоение глубоких научных знаний, в то время как ключевые компетенции формируют жизненные и профессиональные навыки учащихся. Развитие предметных компетенций в области биологии стало предметом исследований многих ученых в сферах педагогики, методологии и биологических наук. В ходе анализа были рассмотрены различные методы, направленные на их совершенствование, включая экспериментальные и компетентностные подходы. Кроме того, были предложены современные методы обучения, соответствующие обновленному содержанию образования. Эти методы повышают интерес учащихся к образованию и позволяют им развивать способность критически мыслить, кроме того, особое внимание уделяется методам, используемым в целях развития навыков самообучения, научного мышления и навыков практического решения проблем. В ходе исследования был проведен количественный и качественный анализ результатов анкетирования, обработанных с использованием процентных показателей. На основе полученных данных сделаны соответствующие выводы. В статье авторы отмечают, что, используя современные методы преподавания биологии, можно повысить уровень образованности студентов и повысить их готовность к проведению научных исследований в будущем. В статье представлены полезная информация и методические рекомендации для специалистов образования, педагогов и научных работников.