ВЛИЯНИЕ ОЛИМПИАД И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.78.3.030Ключевые слова:
олимпийская подготовка, текстовые задачи, исследовательские умения, среднее образование, математика, методика, исследование, обучениеАннотация
Мы придерживаемся идеи, существования связи и взаимовлияния между триадой понятий исследовательские умения, олимпийские задачи по математике, и задачами с практическим содержанием. Решение нестандартных математических задач, могут быть ключом к успешному формированию и развитию исследовательских навыков, особенно для одаренных учащихся. В данном исследовании мы стремились ответить на следующие исследовательские вопросы, связанные с эмпирическими исследованиями развития исследовательских умений учащихся 9 класса на занятиях математики, проводимых в аудиторных ситуациях в средней школе: 1. Как концептуализируется исследовательские умения учащегося? 2. Решение каких задач, олимпиадные задачи или задачи с практическим содержанием, имеют большее влияние на развитие исследовательских умений учащихся? 3. Как исследуется или измеряется исследовательские умения учащегося?
Теоретическая часть исследования представляла собой систематический обзор научных статей и тематической литературы, которые послужили основой для определения концепта исследовательских умений в контексте школьного образования.
Практическая часть исследования включала несколько этапов: определение метода исследования и способа измерения исследовательских умений учащихся, определение выборки участников педагогического эксперимента, проведение занятий и методических мероприятий по развитию исследовательских умений в 9 классе. Эксперимент проводился в течение шести месяцев в специализированной гимназии №8 с обучением на трех языках имени Мухамеда Хайдара Дулати города Шымкент. Валидность шкалы измерения исследовательских умений учащихся, двух контрольных тестов подтверждается коэффициентом альфой Кронбаха. Результаты педагогического эксперимента показывают значительный рост исследовательских умений за короткий промежуток времени, у учащихся как в первой, так и во второй группе, занимавшихся решением олимпиадных задач и отдельно решениями задач с практическим содержанием.