ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ В ВЕДУЩИХ БАЗАХ ДАННЫХ

Авторы

  • Парманкулова П.Ж. Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова
  • Ахметова Е.К.
  • Саипов А.Б.
  • Байдалиев Қ.А.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.77.2.001%20%20

Ключевые слова:

выгорание педагогов, профессиональное выгорание, инклюзивное образование, обзор, анализ, база данных.

Аннотация

 

В последние годы актуальной темой исследования становится профессиональное выгорание педагогов, в том числе работающих в инклюзивной среде. По данным статистики, в последние два года количество публикаций выросло на 35%. Целью данного исследования является аналитический обзор публикаций в ведущих базах данных Scopus, Web of Science и JSTOR по профессиональному выгоранию педагогов в инклюзивных условиях. Эти базы данных представляют собой уникальные платформы, позволяющие получить доступ к рецензируемым публикациям из ведущих мировых научных журналов, что создает обширное поле для углубленного анализа. В данном исследовании использованы теоретические методы, позволяющие провести глубокий анализ проблемы профессионального выгорания педагогов в условиях инклюзивного образования, что способствуют более всестороннему пониманию исследуемой темы и обобщению полученных материалов. В результате проведенных исследований выявлено, что в базе данных Scopus имеются приблизительно 4358 исследовательских статей, связанных с темой профессионального выгорания педагогов (teachers burnout at work), в WoS обнаружено примерно 1005 публикаций, в JSTOR 3485 публикаций, посвященных профессиональному выгоранию педагогов. Сравнительный анализ показал, что в области диагностики и профилактики выгорания в инклюзивном образовании все три базы данных предлагают широкий спектр методологических подходов. Каждая база данных предоставляет уникальные исследования, способствующие развитию теоретических и практических подходов к диагностике и профилактике выгорания педагогов. Анализ научной литературы из баз данных Scopus, Web of Science и JSTOR подчеркивает значимость зарубежного опыта и подходов к предотвращению профессионального выгорания педагогов, особенно в инклюзивной образовательной среде. По результатам проведенного анализа сформулированы основные выводы и перспективные направления исследований. Внедрение лучших практик и технологий, выявленных в рамках аналитического обзора, предоставляет значительные возможности для будущих исследований и разработки в будущем эффективной, адаптированной к инклюзивному образованию модели прогнозирования и профилактики выгорания.

Загрузки

Опубликован

2025-06-27

Выпуск

Раздел

Мақалалар/Статьи/Articles