ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФЕЙКОВЫМ НОВОСТЯМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СТУДЕНТОВ ЖУРНАЛИСТОВ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.77.2.005Ключевые слова:
фейковые новости, профессиональные компетенции, противодействие фейкам, фактчекинг, медиаграмотность, информационная безопасность, осознанное потребление информации, подготовка специалистовАннотация
В условиях современного информационного общества фейковые новости становятся серьезной проблемой, оказывающей влияние на общественное мнение и профессиональную деятельность журналистов.Распростанение недостоверной информации требует пересмотра подходов к подготовке будущих специалистов в свере журналистики. Данная статья посвящена роли противодействия фейковым новостям в развитии профессиональных компетенций будущих студентов образовательной программы «Журналистика», подчеркивая актуальность темы в контексте подготовки специалистов, способных эффективно работать в цифровую эпоху.
Цель исследования заключается в оценке влияния обучения методам противодействия фейковым новостям на формирование профессиональных компетенций студентов образовательной программы «Журналистика».
В работе проанализированы теоретические основы медиаграмотности, методы обучения фактчекингу и критическому мышлению, проведен эксперимент с участием студентов Торайгыров университета. В ходе исследования 80 студентов были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. Эксперимент состоял из трех этапов: диагностического, образовательного и оценочного. Результаты тестирования показали, что студенты ЭГ продемонстрировали значительное улучшение в критическом мышлении (+64% к итоговому баллу), анализе новостей и владении фактчекингом по сравнению С КГ (+11%). Данные опросов также свидетельствуют о росте осознанности потребления медиаконтента и снижении доверия к непроверенным источникам.
В исследовании применялись методы анализа кейсов, опросы и интервью с преподавателями и студентами. Такой подход позволил собрать как количественные, так и качественные данные, обеспечивая всесторонний анализ влияния обучения на профессиональные компетенции студентов. Результаты исследования показывают, что обучение противодействию фейковым новостям положительно влияет на развитие профессиональных компетенций. Анализ данных свидетельствует, что студенты, прошедшие такое обучение, лучше распознают фейковые новости и демонстрируют более высокие навыки критического анализа информации. Выводы подчеркивают необходимость интеграции модулей по противодействию фейкам в образовательный процесс для подготовки компетентных специалистов.
Ценность работы заключается в расширении понимания роли образовательных программ в борьбе с фейковыми новостями и их влияния на профессиональное развитие журналистов, что вносит значительный вклад в соответствующую область знаний. Практическое значимость исследования проявляется в разработке рекомендаций для образовательных организаций по внедрению модулей по противодействию фейковым новостям в образовательные программы, что способствует повышению квалификации будущих журналистов и их готовности к профессиональным вызовам.