ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАЗАХСТАНА)

Авторы

  • Ж.К. Маханова Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
  • Н.В. Дмитрюк
  • Г.Б. Маханова

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2022.66.3.012

Ключевые слова:

языковоe сознание, маскулинность, феминность, лингвогендерология, дидактические аспекты, методика обучения, гендерный стереотип, эксперимент

Аннотация

В статье рассматриваются дидактические аспекты методики обучения русского языка с учетом гендерных стереотипов языкового сознания в образовательных учреждениях Казахстана. Анализируются результаты экспериментального исследования, проведенного с цeлью выявлeния гендерных стерeотипов представлений о мужских (маскулинных) и женских (феминных) качествах у представителей русского и казахского этноса. Материалом исследования, представленного в данной статье, послужил массовый эксперимент в формате анкетирования на тему «Ваши представления о мужских (маскулинных) и женских (феминных) качествах». Используя эвристический, частично поисковый метод, учащиеся сами путем целенаправленных наблюдений в ходе эксперимента включаются в исследовательский процесс, результаты которого демонстрируют различные характерные представления о мужественности и женственности в группах участников эксперимента, ранжированных по гендерному и этническому факторам.

Актуальность экспериментальных исследований гендерных стереотипов была обусловлена необходимостью научного обоснования интуитивно присутствующих в нашем сознании тех или иных сложившихся устойчивых представлений о социальной роли, статусе и поведении представителей противоположных полов в разных этнокультурных социумах.

Вопрос проявления маскулинности и фемининности у современных представителей мужского и женского пола, носителей различных лингвокультур, становится все более актуальным в нынешнее время. При этом одним из важных направлений гeндерных исслeдований является изучение гендерных стереотипов. Предметом данного исследования выступили гендерные стереотипы языкового сознания в восприятии образа идеального мужчины «сильного пола» и женщины «слабого пола», а также описание особенностей проявления фeминности и маскулинности – мужской и женской модели речевого поведения. Анализ результатов нашего экспериментального исследования показывает, что мужская картина мира существенно отличается от женской по определенным параметрам, особенно в различиях между предпочтениями мужчин и женщин и в выборе доминирующих характеристик. По всей видимости, это происходит под влиянием этнических, культурных, социальных и психологических факторов, что обеспечивает гендерную представленность в языке. Используя исследовательские методы, обучающиеся через накопленный материал, его осмысление и обобщение, самостоятельно получают новые знания по русскому языку. Так наше исследование демонстрирует тенденцию постепенного возрастания познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Загрузки

Опубликован

2022-09-29

Выпуск

Раздел

Статьи