СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2022.65.2.006Ключевые слова:
ответственность, социальная ответственность, междисциплинарная категория, профессионально-личностные качества, субъект деятельности, личность, общество, социальная активностьАннотация
Статья раскрывает содержание и категориальное значение социальной ответственности, как профессионально-личностного качества педагога. Актуальность и междисциплинарное значение социальной ответственности в настоящее время требует рассмотрения данного феномена с разных граней, в том числе с методических точек зрения. Это дает возможность исследования проблемы влияния социальной ответственности на формирование профессиональной позиции педагога, его личной субъектности, на сохранение ценностных ориентаций в изменяющихся условиях окружающей действительности, росте требований к успешной адаптации и соответствию современным профессиональным компетенциям.
В статье, в целях раскрытия содержания и категориального значения социальной ответственности, авторы опираются на междисциплинарные методы исследования. Руководствуясь данным методом исследования, авторы осуществили сравнительный анализ содержания данной категории в рамках социальной педагогики и других научных дисциплин. В частности, это касается определений в областях философии, социальной философии, юриспруденции, экономики, психологии, деонтологии. Известно, что античные философы стали рассматривать понятие «ответственность» как жизненную позицию, связанную с понятием свободы. И сегодня вопрос ответственности охватывает все сферы жизни человека. Также были рассмотрены различия и взаимосвязь понятий «ответственность» и «социальная ответственность». В то же время, обзор работ ученых, изучавших проблему социальной ответственности, позволяет выделить ряд концепции ученых, которые могут быть основой для дальнейших исследований.
Вместе с тем, авторы делают акцент на том, что проблема социальной ответственности, как профессионально-личностного качества педагога в области педагогики недостаточно изучена.
В результате теоретического анализа предоставляется теоретическая база, позволяющая продолжить изучение формирования социальной ответственности, как профессионально личностное качество педагога и определить ее структурные критерии и уровни сформированности.