СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2022.65.2.008Ключевые слова:
исследовательская компетентность, компетенция, исследовательские компетенции, аксиологические, аналитические методологические и логические компетенции, компетентностный подход, аналитические, методологическиеАннотация
В статье рассматривается вопросы подготовки учителя математики к исследовательской деятельности учащихся. Анкетирование студентов, опросы работодателей свидетельствуют о низком уровне сформированности исследовательских компетенций у обучающихся и выпускников педагогических специальностей. Актуальность проблемы формирования исследовательских компетенций у будущих учителей очевидна.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что исследователи, изучающие вопросы компетентностного подхода в образовании имеют различные точки зрения на определение содержания этих понятий.
В статье представлены различные трактовки понятия «компетентность», «педагогическая компетентность», «исследовательская компетентность», исследовательская компетенция».
Изучение и обобщение опыта работы показывает, что исследовательские компетенции приобретаются студентами при изучении большинства учебных дисциплин, однако, именно содержание математического образования, которое будущий учитель математики получает в вузе, является системообразующим фактором формирования исследовательской компетентности.
Формирование исследовательских компетенций студентов-будущих учителей связано, в первую очередь, с организацией исследовательской деятельности. Категория «исследовательская деятельность» лежит в основе понятия «исследовательская компетентность». Исследовательская компетентность учителя математики определяется нами как важное профессиональное качество, как неотъемлемая часть педагогической компетентности, комплексная характеристика личности учителя, выражающаяся в сознательном стремлении к исследовательской, познавательной, методической и аналитической деятельности.
Целью статьи является определение содержания исследовательской компетентности учителя. Составляющими исследовательской компетентности учителя математики являются: совокупность аксиологической, методологической, аналитической, логической математической процессной и коммуникативной компетенций.
В статье приведены примеры использования задач во время обучения в вузе, для развития у студентов некоторых компетенций исследовательской компетентности.