ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ О СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ (BLENDED LEARNING)
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2022.65.2.001Ключевые слова:
смешанное обучение, эксперты, теоретическое осмысление, метод, модели, роль преподавателя, цифровизация, ресурсы, гибридная природаАннотация
В настоящей статье проанализирован экспертный опыт теоретического осмысления метода смешанного обучения (Blended Learning), применяемого в системе американского и европейского образования в течение 20 последних лет. Имеющиеся публикации содержат анализ природы смешанного обучения, дискуссии о его перспективах и возможностях. Казахстан тоже стремится перенимать передовой опыт реализации смешанного обучения и предлагать своё видение возможностей этого метода в условиях отечественного образования.
Цель настоящей статьи – выявить теоретические представления зарубежных экспертов о природе, специфике и перспективах смешанного обучения в целом.
Изучение теоретических представлений о смешанном обучении осуществляется на материале научных и методических трудов зарубежных исследователей 2000-2010-х годов. Основной состав источников принадлежит американским исследователям, представляющим сообщество инициаторов смешанного обучения, и российским экспертам как реализаторам этой инициативы в условиях модернизации образовательной системы. Для достижения указанной цели использовался комплекс исследовательских методов, в числе которых сравнительный анализ, синтез, индуктивное обобщение.
Эксперты признают системообразующий характер смешанного обучения, одним из основных признаков которого является студентоцентрированность. По представлениям экспертов, развитие смешанного обучения в системе образования влечет качественную трансформацию академической роли преподавателя, политики в области методического обеспечения и организации учебного процесса в целом.
Эксперты совпадают во мнении о том, что успешное развитие смешанного обучения зависит во многом от ресурсных условий учебного заведения, которое должно быть обеспечено соответствующей цифровой инфраструктурой, контентом, IT-персоналом, преподавателями и студентами, владеющими цифровыми компетенциями.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что существует потребность в практическом осмыслении теоретических основ смешанного обучения применительно к конкретным образовательным программам высшей школы. На данном этапе теоретического осмысления возможным является разработка методических инструментов для подготовки специалистов конкретного профиля.