УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА - СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Авторы

  • У.С. Токтагулова Казахский национальный женский педагогический университет
  • Н.Н. Карменова

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2022.66.3.006

Ключевые слова:

образование, учебный процесс, учебная практика, учебная деятельность, практико-ориентированный подход к обучению, связь теории и практики, практическая подготовка будущих учителей, личностные способности обучающегося, профессиональные компетенции

Аннотация

Взаимосвязь теории и практики в образовании возникла в середине 80-х годов ХХ века в связи с социально-экономическими изменениями в обществе и стала одной из важнейших позиций в области педагогики и легла в основу исследований ряда ученых.

Концептуальные основы о взаимосвязи теории и практики были сормулированы в дидактических школах М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера и В.В.Краевского, ученые педагоги выдвигали идеи творческой деятельности обучающихся,  который близки к компетенции образования. Эта идея сегодня лежит в основе компететностного подходы в образовании и реализуются через учебные практики. Отличительной чертой компетентностного подхода от знаний, умений и навыков является то, что они проявляются через деятельность как  результат образования. В учебной практике обучающиеся  наряду с приобретением теоретических знаний, умений, навыков могут целостно моделировать образовательные ситуации на основе усвоения и осуществления деятельности, адекватной способом организации изучения материалов программы для качественного выполнения ими профессиональных задач. Это в свою очередь, учит обучающихся творчески применять полученные знания самостлятельно.

В учебной практике обучающиеся наряду с приобретением теоретических знаний, умений, навыков могут целостно моделировать образовательные ситуации на основе усвоения и осуществления деятельности, адекватной способам организации изучения материалов программы для качественного выполнения ими профессиональных задач. Это, в свою очередь, учит обучающихся творчески применять полученные знания самостоятельно.

В современном учебном процессе в вузе учебная практика как единая часть педагогического процесса обеспечивает единство теоретической и практической подготовки будущих учителей. Учебная практика по географии в педагогических вузах является составной частью образовательной программы. Учебная практика является единственным способом реализации деятельностного подхода в процессе обучения с привязкой теории и практики. Потому, что теория, не подкрепленная или не доказанная практикой, не может правильно ответить на любые вопросы и лишиться своего основного смысла, а практика, не имеющая теоретического обоснования, не может быть эффективной и целенаправленной. При прохождении учебной практики обучающийся определяет правильный выбор профессии, уровень совместимости своих личностных способностей с будущей профессией, так как его профессиональная деятельность совершенствуется в ходе практики. Поэтому перед системой образования ставится вопрос формирования профессиональных компетенций будущих учителей через реализацию практико-ориентированного подхода к обучению. Практическая готовность будущих учителей к педагогической деятельности предполагает формирование педагогических компетенций, необходимых для решения педагогических задач в процессе учебно-воспитательной работы. В статье рассматривается формирование профессиональных компетентности  обучающихся через учебную практику по географии в контексте деятельностного подхода.

Опубликован

2022-09-29

Выпуск

Раздел

Статьи