СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИЙНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2022.67.4.012%20Ключевые слова:
медийная грамотность, информационная грамотность, медиаобразование, цифровая грамотность, критическое мышление, образовательная технология, текст, тип упражнений.Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития медийной и информационной грамотности (МИГ) и использования технологий МИГ в практике обучения русскому языку как неродному. Вопрос формирования компетенций МИГ имеет определённую историю, связанную с нарастанием информационного потока и необходимостью адекватного оценивания информации для дальнейшей оценки и использования. Важность и необходимость работы в данной области инициирована ЮНЕСКО во второй половине 20 века. В настоящее время направление чётко оформилось и охватывает многие сферы нашей жизни, формируясь в особую экосистему МИГ.
Авторами статьи предпринята попытка определить место информационной и медийной грамотности в общественных процессах современной реальности; описана система становления вопроса на концептуальном уровне и уровне формирования компетенций в образовательном процессе.
В Казахстане медиаобразование развивается поступательно и системно, подтверждением чего является ряд документов и мероприятий в системе высшего образования страны: проект коллектива ученых КазНУ им. Аль-Фараби под руководством Л. Ахметовой, учебное пособие под редакцией Г. Асамбаевой, тренинг по медиаграмотности для медиатренеров в рамках проекта Internews, дисциплина «Медиаграмотность. Медиаобразование», внедренная в элективную часть учебных планов образовательной программы «Журналистика» и образовательных программ других направлений. К 2021 году разработан учебно-методический комплекс для школьников и учителей «Медиа и цифровая грамотность». Формируется национальная модель медиаобразования. В работе дается описательный анализ пособий по медиаграмотности и медиаобразованию в казахстанском образовательном пространстве.
Работа по формированию медийной и информационной грамотности может проводиться на разных уровнях подготовки по ряду дисциплин в высшей школе, в том числе и по русскому языку как неродному.
Авторами предложена типологическая система упражнений, основанная на технологиях цифровизации и критического мышления, применение которых в ходе изучения дисциплины «Русский язык» в группах с государственным языком обучения способствуетразвитию медийной и информационной грамотности.