ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ГРУППАХ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.69.2.018Ключевые слова:
Профессиональный казахский язык, государственный язык, обучение казахскому языку по специальности, профессионально-ориентированное обучение, предмет казахский язык для русских групп, казахский язык как второй язык, коммуникативная компетенция, профессионально-коммуникативная компетенцияАннотация
Казахский язык, являясь государственным языком Республики Казахстан, служит средством формирования профессиональной направленности будущего специалиста. В статье рассматривается вопрос профессиональной подготовки специалистов и ее потребности для работодателей и образовательных организаций. Требования работодателей к будущим специалистам повышаются до уровня их профессиональных навыков и компетенций. В статье решается проблема определения и описания методики преподавания предмета «Профессиональный казахский язык». В работе анализируются несколько работ по обучению студентов профессионально ориентированному государственному языку как второму. В них раскрывается основная цель обучения «Профессиональному казахскому языку» как предмету, особенность обучения иноязычной аудитории (в русскоязычных группах), важность обучения студентов терминологии своей профессии, повышение уровня коммуникативной компетенции студентов и умение решать проблемы, поэтому считается, что методика профессионально ориентированного обучения казахскому языку должна быть ориентирована на практику. Формирование коммуникативных навыков студентов высших учебных заведений на профессиональном казахском языке напрямую связано с освоением словарного запаса специальности, а также знанием принципов лингвистических правил казахского языкового образования. Изданы учебные пособия «Профессиональный казахский язык» предназначенные для студентов, обучающихся на русском языке в вузах по специальностям «Журналистика», «Маркетинг», «Педагогика и психология» и другим. Однако по-прежнему существует необходимость работы над методикой профессионально-ориентированного обучения казахскому языку, составом и формированием профессионально-коммуникативной компетенции. Поэтому авторы статьи взяв в основу модель профессионального языкового развития Кунанбаевой С.С. определяют когнитивную, лингвокультурную и социокультурную компетенции как часть профессионально-коммуникативной компетенции.