ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.70.3.006Ключевые слова:
учебная самостоятельность, студентоцентрированный подход, профессиональная подготовка педагогов, образовательная программа, формы организации обучения, самостоятельная работа, компетенции педагогов, академическая успеваемостьАннотация
В настоящее время в высшем образовании делается акцент на формировании учебной самостоятельности бакалавров, как необходимого навыка для развития личностных и профессиональных компетенций, самоопределения и саморазвития в течение всей жизни. В ВУЗе необходимо пересматривать подход к организации учебного процесса, включая разнообразные форм обучения, направленные на субъеткную позицию студента. Необходимо ответственно подходить к разработке образовательных программ бакалавриата, так как от ее содержания зависит эффективность подготовки будущих специалистов. Целью исследования является определение возможности образовательных программ в формировании учебной самостоятельности будущих педагогов дошкольного и начального образования и оценка динамики уровней её сформированности от первого к выпускному курсу.
В статье представлен анализ зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы в области формирования учебной самостоятельности в период профессиональной подготовки, раскрыта сущность понятия «самостоятельность», компоненты, подходы в ее определении. Авторами использованы аналитические методы, позволяющие определить уровень сформированности учебной самостоятельности студентов, представлен анализ используемых форм учебной деятельности, применяемых в процессе обучения будущих педагогов. Сформулирован вывод о том, что обучаясь по образовательным программам 6В01201 – Дошкольное воспитание и обучение и 6В01301 – Педагогика и методика начального обучения КазНацЖенПУ большинство студентов к 4 курсу мотивированы к развитию профессиональных компетенций и реализации деятельности педагога, проявляют активность, инициативу и креативность при выполнении учебных заданий, осваивают не только базовое содержание обучения, но и, проявляя инициативу, получают дополнительные компетенции. Настоящее исследование расширяет представления о формировании учебной самостоятельности будущих педагогов дошкольного и начального образования посредством реализации образовательных программ, включающих разнообразные формы проведения лекционных, практических, СРС, СРСП и других занятий. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы разработчиками образовательных программ, а также эдвайзеров групп по определению индивидуальной образовательной траектории.