КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.68.1.011Ключевые слова:
методика, инновационные педагогические технологии, квест-технология, образовательный квест, когнитивный анализ, тексты сказок, электронные ресурсы, русский язык, преподавание русского языка как иностранногоАннотация
В современной лингводидактике активно разрабатываются новые методы, которые можно параллельно применять в традиционном и в дистанционном формате. Среди инновационных педагогических технологий данным параметрам вполне соответствует квест-технология. В современных научно-методических трудах данная технология признается эффективной и результативной. В статье представлена разработка образовательного квеста для филологов. В названии квеста заявлена проблема – выявить феномен чуда в тексте сказки. Материалом послужили сказки народов мира. Каждая команда выбирает сказку, поэтапно проводит когнитивный анализ текста. Выбор данного вида анализа обусловлен его активной разработкой в русле когнитивной парадигмы, что обеспечивает актуальность работы. В статье мы опираемся на методику когнитивного анализа Т.В.Романовой. Для выполнения когнитивного анализа студенты широко используют электронные ресурсы. В качестве иллюстрации приведены фрагменты работы одной команды. Методологической основой работы послужили труды ученых в области когнитивной лингвистики. Проведен обзор работ исследователей, которые используют тексты сказок для обучения родному и иностранному языкам, а также привлекаются труды с описанием применения квест-технологии на практике. Традиционно учебный текст используется как источник для отработки навыков произношения, чтения, письма, аудирования, а также является основой для формирования коммуникативной, лингвокультурологической, страноведческой, профессиональной компетенций. Научная новизна работы заключается в выборе предмета и объекта исследования, демонстрации этапов проведения когнитивного анализа с применением квест-технологии. Теоретическая значимость работы заключается в апробации когнитивного анализа на материале сказки и дальнейшего его применения в учебном процессе. Практическая ценность состоит в использовании полученных результатов в вузовской практике преподавания русского языка как иностранного.