ПРОЦЕДУРЫ ПРИЗНАНИЯ НЕФОРМАЛЬНО И ИНФОРМАЛЬНО ПРИОБРЕТЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (из опыта Германии)
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.71.4.005Ключевые слова:
валидация/ признание неформально и информально приобретенных компетенций, профессиональные компетенции, профессиональная квалификация, формальная квалификация, сертифицированная квалификация, внешний экзамен, тарифные соглашения, профессиональный опыт, частичная квалификация, низкоквалифицированные, ваучер на образованиеАннотация
В статье представлены результаты анализа передовой практики Германии по валидации неформально и информально приобретенных компетенций профессиональным сообществом.
Целью данной статьи является изучение опыта Германии по признанию неформально и информально приобретенных компетенций для его имплементации в отечественную практику.
Процедура валидации результатов неформального и информального обучения рассматривается с позиции существующих в Германии подходов к признанию компетенций, приобретенных лицами без формального образования или профессиональной квалификации, т.е. лицами из категории «низкоквалифицированный», «полуквалифицированный» и «неквалифицированный». Для разграничения данных понятий в статье приведено обсуждение их использования и значения.
Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что были подробно изучены, проанализированы и описаны формы и процедуры подтверждения и признания неформального и информального обучения. Всего таких форм две: признание «де-факто» и формальное признание неформально и информально приобретенных компетенций; процедур валидации неформального и информального обучения - несколько, среди них процедуры проверки, основанные на тестах, биографических данных или ориентированные на деятельность, внешний экзамен, тарифное соглашение. Кроме того, в практике Германии за последние 20 лет на различных уровнях было реализовано множество инициатив, проектов и программ по валидации неформально и информально приобретенных компетенций, повышению квалификации лиц без формального образования или профессиональной квалификации. Особого внимания, по мнению авторов, заслуживают частичные квалификации как части квалификации низкоквалифицированных специалистов.
Анализ передовой практики Германии по валидации неформально и информально приобретенных компетенций проводился на материалах нормативно-правовых документов Германии по вопросам оценки и признания профессиональных квалификаций с использованием методов анализа и синтеза, сопоставительного и описательного методов, метода сравнения.
В результате проведенного исследования авторы статьи выделяют процедуры, которые могут быть заимствованы либо адаптированы к отечественным условиям образования и рынка труда: это процедура валидации в форме внешнего экзамена, сертифицированные частичные квалификации как части квалификации низкоквалифицированных специалистов, ваучер на образование для имеющих профессиональную квалификацию или трехлетний профессиональный опыт.