ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ШКОЛЫ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ

Авторы

  • Саипов А. Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова
  • Байдалиев К.А. Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана
  • Омаров Б.С. Университет международного туризма и гостеприимства
  • Кошкинбаева Н.Р. Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.69.2.024

Ключевые слова:

профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональная самоподготовка, профессиональная самореализация, профессиональная подготовка, профиль, профильное обучение, профильная подготовка

Аннотация

Авторы данной статьи рассматривают историю возникновения и развития профориентационной работы в образовательном пространстве с начала прошлого столетия и до наших дней. В ходе исследования ими определены неустойчивость, нарушение динамичности постепенного развития профориентации в образовательном процессе, основанной на идеологии, политике и экономике союзных стран.

Цель исследования состояла в том, чтобы провести глубокое изучение исторических предпосылок для научного создания новой модели профориентационной работы в общеобразовательных школах Казахстана, определить ее педагогические, психологические, организационно-методические преимущества и недостатки, а также выявить научные противоречия для успешной организации профориентационной работы нового с методологической точки зрения характера. Дело в том, что профессиональная подготовка, предлагаемая для совершенствования профориентационной работы в современных общеобразовательных школах, еще не способна показать своего положительного результата, а учащиеся не имеют возможности самостоятельно выбирать профессию. Неустойчивость трудовых ресурсов на рынке труда заключается в предложении им видов работ обобщенного содержания труда. Профориентационная работа определила, что общеобразовательная школа должна иметь не воспитательный характер, а конкретное предметное содержание.

Профориентационная работа проводится не только в интересах общеобразовательной школы, она должна иметь практическую направленность, т.е. она должна организоваться и осуществляться совместно со школой, профессиональным учебным заведением, промышленностью, сферой услуг, местным исполнительным органом и НПП «Атамекен». Предварительные результаты данной работы основаны на исследованиях, проведенных среди учащихся и профориентаторов средних школ на базе Южно-Казахстанского университета имени М. О. Ауэзова, Западно-Казахстанского аграрно-технического университета имени Жангир хана и Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати. В этих вузах проводятся профориентационные работы: мастер-классы, воркшопы, семинары, тренинги, День открытых дверей, созданы информационный портал по выбору специальностей, чтение лекций учеными, проведение лабораторных занятий, конкурсов, олимпиад для учащихся и профориентаторов школы.

Авторы, учитывая предпосылки педагогических проблем по изучаемому направлению, выявляют противоречия, которые могут быть полезны молодым исследователям и практикам как новые установки в подготовке кадров в рамках формирующейся новой Казахстанской образовательной политике.

Биографии авторов

Байдалиев К.А., Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана

доцент

Омаров Б.С., Университет международного туризма и гостеприимства

доцент

Опубликован

2023-06-27

Выпуск

Раздел

Статьи