КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

Авторы

  • Ахметова Г.Б. Sirdarya
  • Tazhigulova A.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.69.2.020

Ключевые слова:

цифровая среда на базе школ, информатизация, цифровизация образования,, цифровой образовательный контент, электронные учебники, цифровой образовательный ресурс, компьютерные игры, интернет., рабочее место ученика, виртуальные тренажеры

Аннотация

В статье представлена концепция создания цифровой среды на базе школ. Новая парадигма образования требует высокоинтерактивного, мультимедийно насыщенного контента. Современные ИКТ предоставляют широкие педагогические возможности для реализации содержания образования, так как обеспечивают пять новых педагогических инструментов: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность, предлагающие качественно новые возможности реализации образовательного процесса.

Цель создания цифровой среды обусловлено необходимостью улучшения качества казахстанского образования, т.е. знаниево-ориентированная парадигма постепенно вытесняется личностно-ориентированной парадигмой. Цифровая парадигма должна быть направлена на обеспечение равного доступа к качественному казахстанскому образованию в общеобразовательных (массовых) школах, детей, временно проживающих за пределами Казахстана в силу различных причин и детей с особыми образовательными потребностями.

Концеция включает 4 структурных компонента, определенных на основе сущностной характеристики цифровизации образования как системного процесса: нормативное и правовое обеспечение, инфраструктурное обеспечение, программное обеспечение, контентно-методическое обеспечение. Практическая значимость определяется разработанным механизмом создания цифровой среды и Руководства, которое адресовано менеджерам и педагогическим работникам организаций образования. В настоящем руководстве определены цель и задачи цифровой среды в школе, поэтапный механизм организации.

Методологическую основу концепции составляют фундаментальные труды зарубежных и казахстанских ученых по исследованию вопросов информатизации и цифровизации образования.

В диагностической части принимали участие 27 педагогов, 18 представители администрации школ 3 регионов, в частности, г.Астаны, г.Шымкент, г.Алматы. В ходе проведения проекта, инициированного международной организацией Юнисеф и Международного университета информационных технологий (г.Алматы) были организованы онлайн-семинары, мастер-классы, обучающие лекции. Срезы были получены через методы исследования, в частности, анкетирование, беседу, наблюдение. Динамика наблюдается у педагогов (87%) методическая информированность о возможностях применения ЦОК на онлайн уроке, дистанционном уроке, смешанном уроке. Результаты диагностической работы определили проблему в школах, а именно, необходимо усилить работу в школах по овладению организации цифровой среды на двух уровнях – административном и педагогическом.

Загрузки

Опубликован

2023-06-27

Выпуск

Раздел

Статьи