Использование мультимедийных технологий в обучении школьников с нарушениями интеллекта
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.69.2.023Ключевые слова:
мультимедийные технологии, мультимедийные презентации, дети с нарушениями интеллекта, восприятие, внимание, память, мышление, уровни, экспериментАннотация
В статье описано экспериментальное исследование эффективности применения мультимедийных технологий в коррекционно-педагогическом процессе обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. В анализе теоретических положений большое внимание уделяется коррекционно-развивающим возможностям мультимедиа, говориться о том, что уникальные особенности мультимедийных технологий, таких как интерактивность, гибкость, многоканальность, личностная ориентированность могут оказаться очень полезными для индивидуализации и повышения качества обучения детей с нарушением интеллекта.
Цель исследования - в процессе теоретико-экспериментального исследования выявить методические основы разработки и использования мультимедийных обучающих комплексов по развитию познавательных процессов детей с нарушениями интеллекта В целях проверки эффективности было проведено исследование на примере развития некоторых наиболее важных для данной категории детей навыков познавательной сферы (мышления, памяти, внимания) на примере коррекционно-развивающих занятий. Педагогический эксперимент включал в себя систематическую работу по использованию мультимедийных технологий (роликов, презентаций) в комплексном сочетании со специально подобранным дидактическим материалом и рабочей тетрадью как взаимодополняющих средств развития познавательной сферы данной категории детей. В экспериментальной группе школьники младших классов занимались по мультимедийному комплексу в течение года.
Результаты эксперимента подтвердили высказанные предположения помогли обозначить педагогические условия применения мультимедийных технологий в работе с младшими школьникам, имеющие легкие нарушения и интеллектуального развития. Результаты сравнительного анализа показали, что использование мультимедийных облучающих средств на занятиях способствует формированию более устойчивых знаний и навыков, развитию познавательного интереса у учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями, закреплению навыков самостоятельной работы, повышению эффективности коррекционного обучения. Таким образом взятые за основу эксперимента психолого-педагогические подходы, дидактические принципы и методические положения могут быть педагогическими условиями эффективного использования мультимедийных технологий.