ПРИМЕНЕНИЕ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ШКОЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ: ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.78.3.035Ключевые слова:
школьная математика, дизайн-мышление, инструменты, методы, инновационные подходы, геометрия,, учебный процесс, активность учащихся, образовательные технологииАннотация
В данной статье всесторонне рассматриваются пути и инструменты эффективного применения метода дизайн-мышления на уроках школьной математики. Эпоха глобализации придаёт новый импульс системе образования, требуя формирования у учащихся креативного и адаптивного мышления. Это становится ключевой ценностью качественного и содержательного образования. В условиях стремительных изменений овладение навыками XXI века — главное направление в повышении интеллектуального потенциала будущего поколения. В этом контексте метод дизайн-мышления представляет собой современный подход, способствующий адаптации учащихся к неопределённости, осознанию жизненно важных проблем и формированию ответственной личности, способной оказывать позитивное влияние на общество.
Цель исследования — определить эффективные пути применения метода дизайн-мышления на уроках школьной математики, оценить его потенциал в развитии критического и креативного мышления учащихся, их активном участии в учебном процессе и повышении интереса к предмету. В статье анализируется, как внедрение дизайн-мышления в образовательный процесс способствует не только освоению теоретических знаний, но и формированию навыков их практического применения в жизни. Особенно подчёркиваются возможности развития критического мышления, умения решать задачи, работать в команде и принимать самостоятельные решения при интеграции данного метода в преподавание математики и геометрии.
Устранение разрыва между абстрактными математическими понятиями и их применением в реальной жизни, связь знаний с жизнью рассматриваются как одно из главных преимуществ данного подхода. Также акцентируется внимание на принципе эмпатии, напрямую влияющем на личностное развитие учащегося. Этот принцип основывается на понимании потребностей других людей и формировании культуры действий в интересах общего дела.
В статье приведены конкретные примеры применения шагов дизайн-мышления при объяснении тем «пространственные фигуры», «записи» и «обыкновенные дроби» для учеников 5–6 классов. Через эти примеры у учащихся не только повышается интерес к предмету, но и раскрывается их творческий потенциал. Также рассматриваются пути эффективной интеграции технологий в образовательный процесс, а результаты исследования наглядно демонстрируют вклад метода дизайн-мышления в глубокое освоение знаний, их практическое применение и всестороннее развитие личности учащегося.